Проект – это основной и постоянный модуль образовательной литературной программы в «Сириусе». Зачастую стажеры пишут сценарии и ставят спектакли по литературным произведениям, делают квесты, выставки и перформансы. В августовском проекте были задействованы все формы.
– Когда подавали заявку, были заинтригованы названием «Литературное творчество: Homo Legens» и тем, что в списке литературы – обязательное прочтение книги Германа Гессе «Игра в бисер». Педагоги объяснили, что теперь мы сами будем играть в бисер, но как – изначально было загадкой, – комментируют ребята.
В начале программы школьники стали студентами Касталии – вымышленного мира вышеупомянутого романа Гессе. По словам организаторов программы, роль Magister Ludi (мастер игры) важна, поскольку игра в бисер предполагает погружение в культурно-научный контекст какого-либо символа, который можно понять, прочувствовать, узнать при помощи разных каналов восприятия: зрительного, кинестетического, слухового, речемыслительного. Главный принцип игры – суметь построить ассоциации с символом.
В течение 6 дней литераторы-касталийцы на 5 часов погружались в игру по одному из символов: медведь, река, приведение, дождь, ласточка и маска. Каждая команда раскрывала предложенные символы через разные прочтения написанных для игр сюжетов.
– Например, мы узнавали жизненный цикл медведя: пели песни в юности медведя, создавали артефакты при встрече с возлюбленной медведицей. Реку ассоциировали с жизнью. Помогали путнику преодолеть речные пороги, жизненные препятствия, выполняя задания русалок, смотрели на реку с берега во время театральной постановки произведения Платонова «Река Потудань», создавали репродукции картин Шишкина и говорили о течениях в живописи, пытались выплыть из омута, где топили свои страхи и убеждали литературных персонажей не бояться экзаменов, – поделились впечатлением стажеры.
Также ребята смогли вывести формулу приведения, встретиться с призраками прошлого (вспомнить фрагменты из популярных мультфильмов и песен детства игроков), узнать научное объяснение так называемых приведений и определить распространенные хронотопы в произведениях с мистической тематикой.
Во время дождя (символического) касталийцы укрывались в Научном клубе и придумывали истории о соответствующей погоде в разных городах, а на веранде учили танец древних воинов, поклонявшихся дождю. Там же днем позже создавали ласточек в технике оригами, медитировали – пытались расправить свои крылья, чтобы к закату взлететь на крышу Научного клуба и пропеть финальную песню. А в промежутке игрокам предлагали музыкальные, литературные и логические игры, театр теней со спектаклем по мотивам легенд о ласточке.
Завершились игры карнавалом, лейтмотивом которого стал символ «маска». Ведущие помогали срывать маски: во время литературного суда, где обвинение и оправдание рисовали, танцевали и пели свои аргументы, и в детективной игре, где необходимо было разоблачить персонажа.
Экспертами проекта были президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА) Татьяна Дмитриевна Жукова, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии Людмила Маратовна Мардер, доцент СПбГУ Галина Владимировна Галицких, профессор СПбГУ Татьяна Гелиевна Галактионова, профессор ВятГУ Елена Олеговна Галицких и профессор ЯГПУ им. К. Д. Ушинского Татьяна Геннадьевна Кучина.