help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

- Работа с одарёнными детьми началась ведь ещё в советские времена. Как она проводилась?
- В начале 60-х годов прошлого века, вскоре после создания в 1959 году Международной математической олимпиады, в Советском Союзе, помимо традиционных Московской и Ленинградской математических олимпиад, стали проводиться республиканские и Всесоюзные олимпиады школьников. Тогда же заметно расширилась в стране сеть математических кружков. Государство, решавшее проблему укрепления своей обороноспособности, оценило возможности олимпиадного движения по поиску и отбору наиболее талантливых молодых людей – будущих кадров для науки, высокотехнологичных производств, и поддержало на начальном этапе созданные по инициативе ученых и лучших педагогов страны новые формы работы со школьниками. Тогда же была реализована идея создания Специализированных учебно-научных центров (СУНЦ) при ведущих университетах страны. Но после хрущёвской Оттепели индивидуальная работа с одарёнными детьми была признана вредной: считалось, например, что в математических школах учатся специально отобранные, элитарные дети, а в обществе все должны быть равны. И постепенно стало меняться отношение к физико-математическим школам. Они существовали, но в большей степени вопреки, чем благодаря. СУНЦ МГУ (Колмогоровская школа-интернат) и Новосибирский СУНЦ существовали сами по себе. Они собирали детей из глубинки, и потому не рассматривались как вредные.

- Какие формы внеклассной работы с детьми, появившиеся в советское время, существуют до сих пор? А что, напротив, изменилось в последние годы?
- В первую очередь сохранились кружки, факультативы. Лучшие из них проводятся преподавателями или студентами университетов, руководителями городских центров по работе со школьниками.
В последние годы с талантливыми детьми начали активно работать. Популярными стали турниры математических боев, среди которых кубок памяти А.Н.Колмогорова, Южный математический турнир в «Орлёнке». Во многих регионах страны (от Камчатки до Адыгеи) ежегодно в каникулярное время проводятся профильные школы. Особо хочется отметить Кировскую летнюю школу, обучение в которой проходят дети из разных регионов, начиная от Восточной Сибири и заканчивая Поволжьем. Сильные летние школы есть, и в Челябинске, и в Казани, и в башкирском Белорецке, и во многих других олимпиадных центрах страны, в том числе, разумеется, в Санкт-Петербурге и Москве. А в учебное время появились возможности дистанционной работы с детьми. В том числе – проведение кружков. Как, например, на Физтехе, где преподаватель ведёт занятия, стоя у доски, а дети смотрят занятие, и в чате задают ему вопросы. Еще одна форма – индивидуальные занятия по скайпу. Наконец, важную роль в деле популяризации математики сыграло создание Московского Центра непрерывного математического образования, особо следует отметить выпуск Центром разнообразной математической литературы.

- Но, чтобы способности к математике проявились, нужно, чтобы рядом с ребёнком (в какой бы глубинке он ни жил) оказался хороший учитель.
- Конечно. Ведь одарённые дети равномерно рассыпаны по всей стране и необходимо, чтобы рядом с таким ребёнком в нужный момент оказался Учитель, который разглядит его талант, с бережностью будет относиться к его исключительности. Ведь не секрет, что талантливые дети нередко имеют пониженную способность к социальной адаптации, и, в то же время, высокий уровень требовательности как к самому себе, так и к окружающим. А затем учитель должен передать такого ребенка педагогу, который сумеет дальше раскрывать его способности, развивать его. Как правило – преподавателю вуза. Либо предложить ему заниматься в дистанционном кружке, либо – поехать в летнюю школу… То есть, нужно, чтобы учитель понимал ценность такого ребёнка для общества.
Сейчас государство пришло к понимаю того, что без высококачественного образования (прежде всего – математического) оно не может дальше развиваться. Ведь что такое математические способности? Это умение создавать модели, исследовать их и главное – умение логически осмыслять, обрабатывать то конкретное знание, которое имеется. Не зря ведь появились указы Президента о развитии математического образования в стране.

- А какую роль в работе с талантливыми детьми призван сыграть Образовательный центр «Сириус», недавно появившийся в Сочи?
- До сих пор существовали отдельные ростки работы с одарёнными детьми. Например, Кубок Колмогорова, куда приезжают команды сильнейших школ страны. Или Всероссийская олимпиада школьников (правопреемница Всесоюзной); Московская и Питерская олимпиады; летние школы. В общем, работа велась в разных направлениях. А теперь, с возникновением Центра в Сочи, появилась возможность консолидировать лучшие преподавательские силы, собирать вместе разные группы способных детей.

 -Что вы имеете в виду?
- Например, подготовка сборной России к международной олимпиаде осуществляется тренерским Советом, в который входят наши лучшие математики – специалисты, готовящие детей к олимпиадам. Ясно, что было бы полезней, если бы возможность пообщаться с такими тренерами имели не только те, кто уже засветился на Всероссийской олимпиаде (члены международной сборной и кандидаты в нее), но и другие дети, потенциально способные. И создание «Сириуса» – шаг в этом направлении. Там в одном месте будут заниматься и кандидаты в сборную, и школьники из матшкол, как входящих в список лучших в России, так и не столь известных, из глубинки. Например, на первую смену в «Сириус» приедет международная команда России по математике в расширенном составе, чтобы провести сборы. Если раньше мы туда приглашали порядка 40 детей (сама команда и кандидаты в команду следующего года), то в Сочи приедет расширенный состав до 60 школьников. Также в первой смене будут участвовать ребята из нескольких математических школ разных регионов и призёры олимпиады Эйлера для восьмиклассников.
Каждая из этих групп будет разбиваться на подгруппы по 15-20 человек. Пройдут и мастер-классы для всех. Для ребёнка из глубинки знакомство с уважаемыми, известными математиками – мощнейший стимул, интеллектуальный заряд огромной силы.

- Есть ли у вас опыт подобного объединения?
- Некоторый опыт есть. Сборы международной сборной с середины 90-х годов проходили вместе с летним лагерем 5-й математической школы города Долгопрудного. Преподаватели этой школы помогали в проведении занятий со сборной, а тренеры сборной занимались с ребятами из этой школы. Но в «Сириусе» всё будет гораздо масштабнее.

 

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!