Под началом мастера ребята выезжали на пленэр в горы Красной Поляны, в студии оттачивали навыки работы с натюрмортом и учились технике классической многослойной акварели, в которой работает художник.
Сергей Николаевич любезно согласился побеседовать с нами. Он рассказал о том, как стал художником и почему в профессии живописца всегда важно опираться на опыт предшественников.
– Сергей Николаевич, благодарим Вас за визит в наш Образовательный центр! Расскажите, в чем суть Московской школы акварели?
– Суть Московской школы заключается в её направленности и методике. Ребята на протяжении нескольких лет целенаправленно постигают основы рисунка и технику классической многослойной акварели. Но технические навыки без видения прекрасного невозможны. Это работает только в совокупности. Мы, педагоги, видим красоту и пытаемся добиться того, чтобы её могли видеть и наши воспитанники.
– Наверняка, за свою творческую жизнь Вы пробовали разные виды живописи. Почему предпочтение было отдано именно акварели?
– Так случилось, что в моей жизни были разные этапы творчества. Одно время я занимался масляной живописью. Для меня это стало чем-то типа курсов повышения квалификации. Но параллельно с этим я продолжал заниматься акварелью, потому что ей можно нарисовать абсолютно все! Это любовь с первого взгляда, и с этим нельзя ничего поделать.
– Какое влияние на Вашу творческую жизнь оказал отец, Заслуженный художник РСФСР Николай Иванович Андрияка?
– В детстве я практически не видел отца. Будучи директором Суриковской школы, он постоянно пропадал на работе. Мне редко удавалось побывать в его мастерской. За работой отца я смог понаблюдать только незадолго до его кончины.
Тем не менее, отец всегда оставался главным экспертом для меня. Именно он определял, что хорошо, а что – нет. Для профессионального художника крайне важно, чтобы в его жизни было такое мерило.
Помню, дома у нас стояло пианино. Только музыкальный инструмент не выполнял своей основной функции, а служил экспозиционным пространством. Я ставил на него свои работы, а отец, глядя на них, говорил, что у меня получилось, а над чем ещё нужно потрудиться.
– Вам делались поблажки?
– Не думаю. Когда надо, отец становился жёстким. Помню один случай, произошедший со мной в начальных классах. Мы сидели дома, оба больные, и решили нарисовать натюрморт. Для этого поставили на журнальный столик цветы и вазу. Посмотрев на получившуюся картину, отец меня отругал. Тогда я сильно огорчился, но это было здорово! Он давал посыл, который мне необходимо было принять. Отец передал мне мастерство и умение, которым обладал сам. Я очень рад, что всё это было в моей жизни!
– А какой посыл теперь даёте Вы своим ученикам?
– Мне нужно научить их серьёзному, глубокому профессионализму. Я прекрасно понимаю, что те ребята, которые приезжают в «Сириус», не всегда готовы должным образом. Однако мы стараемся сделать всё, чтобы они раскрылись.
Под началом мастера ребята выезжали на пленэр в горы Красной Поляны |
– Когда Вы говорите о профессионализме, какие конкретно качества подразумеваете?
– Тут всё довольно просто, речь идёт об академическом рисунке и живописи. Рисунок – это ось для того, чтобы человек умел рисовать и писать. Без этого невозможно!
Ради этого мы в своё время создали Академию. Любой пришедший к нам, может научиться рисовать. Ему предлагается огромный спектр техник – и скульптура, и мозаика, и витраж, и керамика.
– С какими навыками ребята становятся востребованными специалистами?
– Я считаю, что сегодня узкопрофильные специалисты не могут должным образом развернуться, заявить о себе. Будущее за теми, кто владеет разными техниками.
Нам необходимо подготовить суперспециалистов. Такая возможность есть у воспитанников «Сириуса». Здесь мы занимаемся образованием ради того, чтобы поднять уровень мастерства в регионах. Ребят необходимо стимулировать, они должны понимать, что в нашей стране есть хорошее образование. А главное – есть возможность получить его.
Кроме того, мы не забываем о педагогах. Нужно готовить кадры, которые смогут сохранить добрые традиции. Если они будут знать методику, им будет по силам продолжать наше дело.
– Что бы Вы хотели пожелать подрастающему поколению художников?
– Нужно обязательно сохранить духовное начало внутри себя. Это самая большая проблема сегодняшнего дня. Ребята не понимают, что гаджетами уничтожают свою душу. Пускай от всей души служат свету, миру и добру. Однако для этого надо иметь определённые способности.
Наконец, необходимо помнить, что жизнь – это мгновение. Мы должны успеть сделать многое для окружающих. Отдать себя, всё, что можем и что умеем.