Учащимся октябрьской смены выпала уникальная возможность побывать на концерте профессора Парижской Высшей Национальной консерватории, солиста-концертмейстера оркестра Парижа флейтиста Венсана Люка. Маэстро с удовольствием пообщался с детьми после выступления, провёл для флейтистов мастер-класс и любезно согласился ответить на вопросы от портала sochisirius.ru.
– Господин Люка, я благодарю Вас за прекрасный концерт, который вы дали в «Сириусе». Ваше виртуозное исполнение – это дар или результат многолетней практики, трудолюбия и усердия?
– Я очень тронут Вашими словами! Меня поразило то, что среди зрителей помимо музыкантов были представители других направлений (речь идёт о воспитанниках и преподавателях направлений «Спорт» и «Наука». – Ред.). Я потрясён, насколько они меня понимали, чувствовали! Например, на следующий день ко мне подошла педагог по математике и поблагодарила за концерт. Такие отзывы очень важны для меня!
Теперь отвечу на вопрос. На мой взгляд, дар должен лежать в основе, поскольку именно он является отправной точкой. Тем не менее, чтобы действительно погрузиться в музыку и начать свободно «говорить» на этом языке, нужна лёгкость обращения с инструментом. На это уходят годы упорных занятий.
– У вас достаточно плотный график, почему Вы согласились прилететь в Сочи? Вам уже было что-то известно о «Сириусе»?
– Нет, я впервые узнал об этом образовательном центре от коллег из Санкт-Петербургского Дома музыки, зато был наслышан о грандиозных зимних Олимпийских играх, которые прошли в Сочи в 2014 году.
Как только мне поступило предложение приехать в Сочи – не раздумывая, согласился. Мне было интересно встретиться с воспитанниками «Сириуса», поскольку преподавание – важная часть жизни любого музыканта. Я был рад поделиться своим опытом с подрастающим поколением.
– Накануне Вы провели мастер-класс для флейтистов «Сириуса». Каково Ваше общее впечатление об исполнительском уровне воспитанников Образовательного центра?
– Честно говоря, не знал, чего ожидать. Но оказалось, что дети просто фантастические, исключительные, у них замечательный уровень подготовки! Ребятам с такими превосходными данными нужна лишь помощь педагога в развитии своего таланта.
– А что бы Вы ответили на предложение приехать в «Сириус» снова и провести уже расширенную серию мастер-классов?
– Мой ответ был бы однозначно положительный. Я – большой энтузиаст. Мне хочется делиться своими знаниями и умениями с теми, кому это действительно необходимо.
– Расскажите, как подбирали произведения, которые прозвучали в Сочи?
– Это своего рода программа-знакомство. Я здоровался со зрителями от лица своей великой страны (на концерте в «Сириусе» прозвучали произведения французских композиторов Клода Дебюсси, Габриэля Форе, Филиппа Гобера. – Ред.).
Если говорить о предпочтениях, то около 60-70 процентов моего репертуара составляют именно классические композиции – это то, на чём я вырос и на чём учился. Но при случае я не прочь исполнить, например, какую-нибудь джазовую музыку.
–Почему, решив заниматься музыкой, Вы выбрали флейту?
– На самом деле решение приняли за меня родители. Я был четвёртым ребёнком в семье музыкантов. Старший брат играл на фортепиано, сестры пошли по его стопам, хотя изначально планировалось, что одна из них должна была стать флейтисткой. В результате на флейте пришлось учиться играть мне, но я ни разу не пожалел об этом. Едва я взял этот музыкальный инструмент в руки, как ничего другого для себя уже не желал.
– Скажите, когда Вы завоевали признание публики?
– Возможно, сейчас я покажусь нескромным, но признание пришло практически сразу. Мои выступления всегда производили на зрителей впечатление. Я начал играть на флейте в семь лет и уже в 14 поступил в консерваторию.
Помню, раньше мои соперники, когда узнавали, что я буду участвовать в каком-то музыкальном конкурсе, отказывались от участия, аргументируя: «Нет, только не Венсан!». В то время мне было всего 16 лет, и я был абсолютно неуязвим. Но с годами любой человек начинает задавать себе всё больше вопросов, всё чаще сомневаться в своих способностях. И в этот момент важно сохранить веру в себя. Недостаточно думать, что ты лучший, надо знать, что ты лучший! Если молодые музыканты будут следовать этому совету, их карьера сложится удачно.
– Вам больше нравится играть в оркестре или солировать?
– Сейчас, когда за плечами у меня колоссальный опыт, могу с уверенностью сказать, что работа в оркестре несколько сложнее, чем сольные выступления. А вообще я против того, чтобы музыкант приговаривал себя к чему-то одному: нужно пробовать себя во всех направлениях. Это касается и увлечений, помимо игры на флейте: в свободное время я занимаюсь спортом, интересуюсь автомобилями.
– Вам часто приходится проводить мастер-классы в европейских странах, Японии и России. Есть ли различие между исполнительскими школами разных стран?
– Действительно, в каждой стране есть свои особенности. Кстати, игра на инструменте неразрывно связана с культурой речи, поэтому представитель каждой национальности играет так, как он говорит.
Русской школе флейтистов стоит обратить внимание на поиск разных красок звучания, на использование возможности вибрато и более гибкой фразировки. Сразу оговорюсь, я основываюсь на моём опыте сотрудничества с Санкт-Петербургским Домом музыки. Отмечу, что с каждым разом мои ученики из Санкт-Петербурга играют все лучше и лучше. Отсюда я делаю вывод, что ребята берут мои слова на вооружение и восполняют пробелы.
– Как часто Вы бываете в России, и какие впечатления у Вас сложились о нашей стране?
– Число моих поездок уже перевалило за десять. И с каждым разом я всё больше и больше влюбляюсь в вашу страну! Меня поражает ваша гостеприимность. Открывая свои дома, вы открываете свои сердца. Мне легко и приятно работать с русскими.
Считаю, что между русскими и французами много общего. Говорят, что есть связи, которые невозможно разорвать, их можно только укреплять – это про наши народы.
– Есть ли у Вас мечта, которая ещё не осуществилась?
– Мечтаю научиться совмещать профессию, которую я безумно люблю, с тем, чтобы проводить достаточно времени с моей семьей. У меня трое детей, которые так же, как и я занимаются музыкой. Все они переживают, когда мы долгое время не видимся.
– Спасибо за беседу! Надеюсь, что мы ещё встретимся. Например, когда Вы приедете в Сочи, чтобы преподавать в «Сириусе».
– Так и будет! Ведь моя творческая миссия заключается в том, чтобы помогать одарённым детям. Ребята из России должны заявить о себе на международном уровне. Уверен, им покорятся многие конкурсы, и слава о них разойдётся по всему миру.
Информационная служба портала