help@sochisirius.ru

О том, какие открытия сделали ребята в сочинском парке «Южные культуры» и о будущем профессии биолога рассказал куратор химико-биологической программы Александр ИБАТУЛЛИН.

 – Александр Анатольевич, образовательная смена для химиков и биологов впервые была организована в «Сириусе». Какую программу Вы подготовили для них?

– Безусловно, первыми быть волнительно. Всё-таки на нас лежала огромная ответственность, да и не каждый решится вырвать детей из привычного учебного процесса на 24 дня. В рамках Уральско-Сибирской смены ребята смогли проверить и расширить свои знания в области молекулярной биологии и генетики, зоологии и ботаники, а также экологической физиологии растений.

Пожалуй, самое важное – это то, что по результатам работы воспитанники «Сириуса» должны были защитить свои исследовательские проекты. Благо, условия Центра позволили сделать множество интересных наблюдений, экспериментов и даже открытий.

– Под Вашим руководством юные биологи обнаружили несколько видов мхов, не упомянутых ни в одном справочнике о сочинском парке «Южные культуры». Расскажите, пожалуйста, о результатах исследований.

– Действительно, нам с ребятами удалось выявить 11 видов, которые ранее не были указаны в монографии. В их числе «Туидиум нежный», «Цератодон пурпурный», «Вейсия зеленоватая» и т.д. Это очень достойный результат для юных учёных. Пока мы тщательно просмотрели не все сборы. Скорее всего, будут найдены ещё интересные виды.

Кстати, в парке «Южные культуры» ребята смогли увидеть мох «Крифея разнонаправленная», занесённый в Красную книгу, это единственное место в нашей стране, где он встречается.

Уже во время третьего выезда в парк школьники стали подмечать интересные экологические особенности и предпочтения растений заселять тот или иной субстрат (в биологии место обитания и развития организмов. – Прим.  Ред.). Если мы ещё приедем в «Сириус», то обязательно проведём интересные исследования, чтобы выявить более детальные субстратные предпочтения видов. А это уже классическая экологическая работа, и она достойна опубликования в хорошем научном издании!
 

Юные биологи в парке «Южные культуры»

– Чем ещё Сочи может быть интересен юным биологам?

– Помимо парка «Южные культуры», где создана прекрасная база, в Сочи есть дендрологический парк. Также поблизости располагается уникальный Кавказский биосферный заповедник. Для биологов это настоящее раздолье, так как они могут вести очень интересные наблюдения и ставить эксперименты.

В Сочи привезено большое количество растений со всех континентов. А ведь все они приспособлены проживать в своих специфических условиях! Именно поэтому здесь можно проводить великолепные исследования по экофизиологии и биохимии растений. Думаю, что в «Сириусе» направление биологии стоит развивать.

– Какие опыты ребята поставили во время февральской смены?

– Они самостоятельно выращивали азотофиксирующие бактерии в чашках Петри (прозрачный лабораторный сосуд в форме невысокого цилиндра. – Прим. Ред.). Ребята следили за реакциями на определение вторичных метаболитов у растений, учились правильно определять виды мхов и высших сосудистых растений, описывать экологические условия мест их обитания. Им также довелось провести таксономический, экологический и географический анализы выявленной флоры.

Дети пробовали описывать главные признаки скелетов позвоночных животных, по которым можно определять видовую принадлежность найденных артефактов, осваивали методики выделения молекул ДНК из клеток человека. Работы велись на современном микроскопическом оборудовании и амплификаторе (прибор, обеспечивающий периодическое охлаждение и нагревание пробирок, обычно с точностью не менее 0,1 °C. – Прим. Ред.).

В результате школьники подготовили собственные проекты, которые успешно защитили. Самое приятное, что ребята работали с полной отдачей сил и высокой долей самостоятельности. Думаю, это позволит им в будущем самим добиваться поставленных целей и получать конкретные результаты.
 

Ребята работали с полной отдачей сил

– У большинства людей профессия биолога не вызывает особого интереса. Что Вы могли бы посоветовать школьникам, решившим найти себя в биологии?

– Уверяю вас, профессию ждёт прекрасное будущее. XXI век – это век биологии. Как устроен мир геномов? Каково реальное разнообразие органических биомолекул, которые синтезируют растения, бактерии и животные? Как осуществляется передача наследственной информации из поколения в поколение? Как функционируют целые ансамбли клеток? Это лишь малая часть того, что будоражит умы современных учёных. Мир биологии уникален, неповторим, его необходимо исследовать, анализировать, выявлять механизмы, по которым он существует.

Хотите понять, насколько мало мы знаем о жизни на нашей планете? Только представьте, Мировой океан исследован лишь на 3 %. И это я ещё не веду разговор о труднодоступных горных экосистемах, где до сих пор выявляют новые виды птиц. Мы только подбираемся к интеграции научного знания, к междисциплинарным научным исследованиям, и без биологического знания нам не обойтись! 

– Специализированный учебно-научный центр Уральского федерального университета стал организатором февральской смены совместно с СУНЦ Новосибирского госуниверситета. Как Вы оцениваете межвузовское сотрудничество?

– На мой взгляд, совместная работа получилась разноплановой, содержательной и интересной. Очень понравились новосибирские химики – творческие, энергичные. Нам было чему поучиться у старшего научного сотрудника НГУ Елены Николаевны Ворониной – эксперта в области молекулярной биологии. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить всех за плодотворную работу.

Подать заявку
© 2015–2019 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!