help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

О том, чем удивили участники февральской смены своих преподавателей и почему работу химика можно сравнить с хлопотами женщины на кухне, рассказали старшие преподаватели кафедры химии Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета (СУНЦ НГУ) Василий КОНЕВ и Денис МОРОЗОВ.

– Какая образовательная программа для юных химиков была подготовлена в «Сириусе»?

Василий Конев: Мы стремились научить ребят думать и  работать с химической посудой и реактивами, а также применять на практике полученные знания. Дело в том, что в связи с развитием информационных технологий в школах очень мало внимания уделяется практической составляющей. Именно поэтому основной упор мы делали именно на связьи  «теория – практика».

Программа была построена так, чтобы ребята почувствовали себя настоящими учёными. Мы не ограничивали их в идеях. Они  могли самостоятельно принимать решения о постановке опытов на основе данных, найденных в литературных источниках.
 

Ребята почувствовали себя настоящими учёными

– Ребят заинтересовал такой подход к обучению?

Денис Морозов: Они изначально были мотивированы, поэтому иного и быть не могло! С их стороны исходило море инициативы. Приятно, что, несмотря на «звёздность» – а многие ребята являются участниками и призёрами олимпиад по химии самого высокого уровня – они хорошо шли на контакт, задавали вопросы и не стеснялись вступать в дискуссии.

– Вы привезли в «Сириус» одну из своих последних разработок – интерактивный задачник по химии «ХиШник». Расскажите о нём подробнее.

Денис Морозов: «ХиШник» (Химия Школьника) – это программный пакет, позволяющий организовать проверку знаний по химии учебной группы или индивидуально. Он поддерживает все стадии учебного процесса: начиная с составления учебных планов и заканчивая вычислением итогового балла.

При решении задачи учащийся в качестве ответа может ввести в программу числа, слова, молекулярные и структурные формулы, уравнения реакций. Использование графа  диалога позволяет автору задачи определять реакцию программы на введённый ответ, выстраивая обучающую беседу с учащимся.

На основе программного пакета разработан электронный задачник, куда вошло  около 1400 задач различной сложности по всем темам школьной программы по химии, а также олимпиадные задания.

– Над какими исследовательскими проектами работали воспитанники февральской смены?

Денис Морозов: Учащиеся 10-го химического класса подготовили девять проектов – актуальные задачи, позволившие окунуться в бездну научного исследования. Они смогли на собственном примере узнать, что химия – наука интересная и захватывающая, но порой у каждого исследователя случаются неудачи. Вот тут и проявляется настоящий учёный – тот, кто проанализирует провал, найдёт причину и модифицирует эксперимент для достижения успеха.

Василий Конев: Самое интересное в предложенных проектах – их непредсказуемый результат. Ни мы, ни ребята не знали, на какой стадии остановимся и какой результат получим. И это как раз показательно для научных исследований. Хотелось, чтобы ребята почувствовали  и эту сторону науки.

Поскольку это была первая химическая смена в «Сириусе», не всё прошло так, как планировалось. Зато участникам следующих заездов будет намного проще и интереснее!
 

Химия – наука интересная и захватывающая

– Какую программу вы подготовили для педагогов, проходящих повышение квалификации в «Сириусе»?

Денис Морозов: Сейчас мы переживаем ренессанс в школьном преподавании химии. Проблема материального снабжения школ перестала стоять остро, в стране появилось очень много учебников и программ образования. В результате у педагогов порой возникает проблема выбора.

Во время семинара мы делились опытом и методами преподавания химии в СУНЦ НГУ, которые позволяют нам последние 10 лет успешно выступать на олимпиадах всероссийского и международного уровня.

Василий Конев: Долго разговаривали о повышении мотивации учащихся, подготовке и проведении демонстрационных опытов, закупке оборудования и реактивов. Также педагоги смогли увидеть, как ребята защищали исследовательские проекты, сделанные в рамках смены.

– Какие впечатления у Вас остались от «Сириуса»?

Денис Морозов: Это уникальное место! Персонал Центра трепетно относится к преподавателям и учащимся, все старались друг другу помочь. Не обошлось, конечно, без накладок, но для молодого Образовательного центра это скорее норма. Понравилось отношение руководства, все проблемы решались по мере возникновения. К тому же в конце смены у нас была возможность напрямую оставить свои комментарии и пожелания руководителю направления «Наука» Михаилу Ильичу Случу для проведения следующих смен.
 

«Cириус»– это уникальное место!

– В одном из интервью Вы, Денис Александрович, сравнили работу химика с хлопотами женщин на кухне. Интересно, что у них общего?

Денис Морозов: Почему же только женщин (улыбается, – прим. авт.)? А если серьёзно, общее – всё! Разница только в форме и стоимости «кастрюлек». В конечном итоге многое из лаборатории оказывается в тарелке.

Василий Конев: У нас говорят, что хороший химик просто обязан быть хорошим поваром. Вместо рецепта – методики, вместо скороварки – автоклав, список можно продолжать… Кстати, многие химики хорошо и с удовольствием готовят!

– Как говорится, успех это 90% работы и 10% таланта. Что необходимо для того, чтобы стать успешным учёным-химиком? 

Денис Морозов: Для этого требуется наличие нескольких составляющих. Для начала должен быть талант, но он, я считаю, есть у всех! Главное – найти своё место. Также необходимо упорство. Накопленных знаний в химии сейчас много и ориентироваться в этом потоке – непростая задача. Не обойтись и без огня в глазах, в каком-то смысле даже одержимости наукой. Но самое главное – это везение! Без удачи хорошему учёному – совсем никуда. Обратитесь к истории, многие открытия – это результат смешивания всех этих ингредиентов!

– Каким вы видите развитие химии в будущем?

Денис Морозов: Думаю, в будущем не будет химиков, их место займут исследователи, которые смогут успешно работать над междисциплинарными проектами. Уже сейчас есть многочисленные примеры, где грань между физикой, химией и биологией весьма условна. Так, директорами научно-исследовательских химических институтов становятся физики по образованию, а биологами руководят химики.

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!