8 (800) 100 76 63

В преддверии соревнований Почётный работник образования Российской Федерации, председатель жюри по 9 классу на финале Всероссийской олимпиады школьников по физике Михаил Замятнин рассказал, как проходит подготовка учащихся и зачем физика нужна юным спортсменам и ребятам, которые занимаются искусством.

– Михаил Юрьевич, Вы уже познакомились со своими воспитанниками. Как можете оценить их уровень подготовки?

– Дети в «Сириусе» наимощнейшие. Школьники, которые сюда отобраны, на региональном этапе олимпиады набрали от 56 баллов и больше из 60 возможных. Это абсолютно гениальные дети с горящими глазами. С ними работать – одно удовольствие!

– Расскажите, как проходят занятия по подготовке юных физиков к олимпиаде имени Максвелла?

– Подготовка к олимпиаде ведётся в течение двух недель. Этого времени, на мой взгляд, достаточно для того, чтобы выровнять региональную «разношёрстность» и ответить на вопросы школьников. Практически во всех регионах есть некоторые недочёты, пробелы в образовании. Часть тем учителя физики объясняют лучше, часть – хуже. Зная об этом, на своих занятиях я стараюсь устранить эти проблемы, чтобы в будущем ребята получали более высокие баллы на олимпиадах. На занятиях мы разбираем такие темы, как статика и равновесие тел – раздел механики, который изучает условия покоя, равновесия, отсутствия вращения.

 

Подготовка к олимпиаде ведётся в течение двух недель

– Что в задачах по физике важнее: правильный ответ или ход решения?

– Учащиеся 7-9 классов допускают одну стандартную ошибку.  Когда они видят задачу, им кажется, что самое главное – это дать ответ. Но в большинстве случаев ответ в физике ничего не значит. Гораздо важнее метод решения, благодаря которому достигнут результат. Надо научиться излагать эти методы коротко, лаконично, но внятно и доступно. Приступать к решению олимпиадных задач можно после того, как «поставлен» стиль решения и оформления.

– Выучить физику под силу любому школьнику или всё-таки для этого нужны какие-то особенные данные?

– Для того чтобы достичь высоких результатов в физике, нужны три составляющие. Во-первых, это склад ума, который позволяет абстрактно мыслить, воспринимать математический аппарат, оперировать порой отвлечёнными от жизни категориями. Но одной гениальности мало, ещё нужна усидчивость.

Во-вторых, где-то на этапе 7-8 классов должен встретиться хороший преподаватель. И, в-третьих, необходимы условия, которые благоприятствуют обучению, дают возможность принимать участие в физико-математических сборах.

Многие ребята решают задачи только ради того, чтобы решать их. Таким школьникам и конечный результат не очень важен, им просто нравится сам процесс. В «Сириусе» много ребят, которым достаточно дать какую-нибудь задачу, и они с удовольствием будут её решать. А если в этой задаче ещё и подводные камни встречаются, появляются по ходу решения нестандартные промежуточные результаты, то это вызывает восторг! Очень часто школьники находят подходы более лаконичные и оригинальные, чем авторские, и это прекрасно.
 

Многие ребята решают задачи только ради того, чтобы решать их. Им нравится сам процесс

– Получается, физика развивает ребят всесторонне?

– Да, человек, хорошо знающий законы физики и разбирающийся в том, как устроен мир, быстро учится и может проявить себя практически во всех областях. Физика очень просто научить химии, биологии или информатике, он достаточно легко всё это усваивает.

Но вот обратное – совершенно не очевидно. Например, хорошего биолога научить физике зачастую бывает очень непросто. Ведь физика – это тренировка гибкости ума, мышления, отработка подходов при решении совершенно разных задач.

– То есть знать физику полезно, независимо от основного занятия и сферы деятельности?

– Да. Хоккеистам станет интереснее и понятнее играть, если они будут понимать, что, почему и как происходит на льду. У фигуристов тоже сплошная физика: вращения, момент инерции. Если обладать знаниями основных законов физики, можно достичь больших результатов в спорте. Ведь всё, что происходит на льду, это основные физические законы в действии: законы сохранения энергии и импульса, закон взаимодействия тел…

В музыке вся акустика очень здорово описывается физическими законами. Понимание того, как и по какому принципу формируются гармоничные звуки и как ещё их можно получить чисто теоретически – это полезные знания для музыкантов.

У художников это свет, оптика, сочетание цветов. Например, как белый цвет распадается на спектр, и откуда вообще берутся цвета. В основе всего этого лежат физические законы.

– Что бы Вы пожелали юным физикам?

– Спокойствия на олимпиадах и чтобы ничего не забывалось. Используйте все знания, которые в вас заложены! Вы – умнейшие дети. Помните, что главное это не победа, а участие. Не стоит останавливаться на достигнутом результате, надо продолжать развиваться и совершенствоваться. Вас ждут великие дела в этой жизни! Вы уже яркие люди, и я надеюсь, что сама жизнь у вас будет яркой и интересной.

 

Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2017 Фонд «Талант и успех»