Участникам майской смены по направлению «Хореография» выдалась возможность пройти мастер-классы известного педагога, профессора кафедры классического танца Московской государственной академии хореографии, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Людмилы Коленченко. Ее учениками стали учащиеся Новосибирского государственного хореографического училища и Ростовского колледжа искусств. Людмила Алексеевна не только рассказала ребятам о мастерах балетной педагоги, но и смогла «посадить бабочку» на руку каждого.
- Людмила Алексеевна, для ребят направления «Хореография» майская смена длилась две недели. Неделю с ними работали Вы. А сколько вообще времени нужно, чтобы стать артистом балета?
- Вся жизнь. Некоторые думают, что окончат школу – и уже артисты балета. Нет, всё только начинается. Сила системы хореографического образования в том, что у нас очень много предметов. Сейчас очень умные ребята. Учить их только исполнять батман фондю нельзя. Надо обязательно их понимать. Понимать и соответствовать. Ведь не только мы работаем с молодёжью – молодёжь тоже работает с нами. Многое зависит и от атмосферы школы. «Сириус» в этом смысле уникален.
- В чём, по-Вашему, его уникальность?
- Потрясена всей организацией и серьёзностью проекта. Очень радует, что всё это для детей. И я даже не имею в виду сервис. Я об общей атмосфере. Утром идёшь, все здороваются, улыбаются, все такие доброжелательные. Мне так нравятся специалисты, педагоги, которые здесь работают с детьми. Приезжают очень интересные в разных сферах люди. Даже просто общение с такими людьми развивает.
- Именно поэтому мы говорим здесь о всестороннем развитии личности.
- Да, и артисты балета в этом смысле очень показательны. Русский балет – это мировой бренд. Чтобы достигать высот, которые мы взяли, нужны не только талантливые, но и вообще интересные люди. Только внутренне наполненный человек через сцену может пробиться к зрителю. Владимир Викторович Васильев, например, и художник, и постановщик, и прекрасный режиссёр. Мы уже не говорим, что это вообще эпоха Васильева-танцовщика. Посмотрите на Светлану Захарову, которая принимает непосредственное участие в работе Образовательного проекта «Сириуса», – прекрасная гармоничная личность. Многие артисты балета потом становятся педагогами, а это очень гибкая профессия.
- Большинство участников балетной группы «Сириуса» тоже высказали желание быть педагогами в будущем. Что бы Вы могли им посоветовать?
- Помнить, что ученики часто не умеют учиться. Это возвратный глагол, он означает, что нужно учить ещё себя. Это такой обоюдный процесс, когда вы из объекта превращаетесь в субъект. В хореографии это особенно важно. Когда ты учишься в школе, тебя заботит только то, как получится у тебя. Когда ты преподаватель – тебе важно, чтобы получилось у других.
- Вы в этом достигли мастерства: Вам удаётся найти очень точные определения тому, что не так просто объяснить. Метафоричность обязательна для педагога?
- Необходима, и я в этом убеждена. Наша профессия построена таким образом, что, если ты что-то упустил в начальных классах, это будет всегда мешать. Нужно переучиваться. А это сложнее, чем учить с нуля. Есть целая методическая схема разбора конкретных движений. Но ребёнку она ни к чему. Это очень серьёзные вещи. Ребёнку нужно объяснять так, чтобы он понял. Поэтому какие-то сравнения, метафоры – обязательные атрибуты учебных занятий. Бутончик нужно раскрыть.
- Ребята были очень воодушевлены вашим советом «посадить бабочку на кончики пальцев», чтобы получилось определённое движение.
- Ученика надо заманить, дать ему понять, как это может быть прекрасно. Ещё не умея этого делать, он приложит все усилия, чтобы научиться. Важно не пугать сложностью, а вселить радость, уверенность, что всё получится. В «Сириусе» я не ставила себе задачу показать какие-то высоты балета, да и времени для этого было мало. Мне хотелось, чтобы у ребят зажегся огонёк внутри.
- Судя по отчётному концерту, огонёк точно зажегся. Какие у Вас впечатления от их выступления?
- Это был настоящий концерт балета. Он меня очень порадовал. Я просто влилась в сложившиеся коллективы. Первое, на что я обратила внимание в работе с девочками из Ростова-на-Дону, - это совершенно не артистичные лица. Зачастую в балетных школах так и учат – «вышла и улыбнулась». Но это очень примитивно. В итоге балерины могут выполнять какие-то элементы, но с постными минами. Привела аналогию с телевизором. Говорю: «У вас сейчас такие лица, как когда вы смотрите телевизор. Но представьте, что это телевизор смотрит на вас». Понимание, что ты должен ощущать на себе чей-то взгляд, – начало артистизма. Это и плохую роль может сыграть, но сейчас я рада, что удалось вложить в девочек это понимание и оно проявилось на концерте. Конечно, мы наблюдали выразительность не только в лицах, ещё и в движениях.
- И у девочек, и у мальчиков балета не редки слёзы. Сердце педагога плачет в такие моменты?
- Ничего оно не плачет, не разрывается. Педагог может использовать в работе и кнут, и пряник. Когда делаешь замечания, некоторые закатывают глаза и сердятся на педагога. Но правильнее сердиться на себя. Не плакать, а именно сердиться, чтобы стать лучше. Когда человек плачет? Когда он жалеет себя. А этого допускать не надо. Или делаешь – или не делаешь. У меня самое большое наказание для учеников такое – вижу слёзы и прошу посидеть, отдохнуть. Мгновенно вытирают глаза и вскакивают. Для них пропустить урок просто страшно.
- Такая реакция требует большой педагогической работы.
- А знаете, как часто педагоги себя ведут? Отпускают с репетиций или лишают урока из-за того, что кто-то ленточку забыл. Какая связь? Занятиями наказывать ни в коем случае нельзя. С педагогами в этом смысле нужно вести большую работу. На нас очень большая ответственность. Одарённые дети у одарённых педагогов. Хотя само определение «одарённые дети» мне не очень нравится. Когда мы так говорим, мы что подразумеваем, что есть неодарённые дети? Дети все одарённые. Каждого можно «зажечь».