help@sochisirius.ru

Воспитанники «Сириуса» вместе со всей страной в июне отметили день рождения Александра Сергеевича Пушкина. О наследии «нашего всего» и не только на ярких и живых лекциях поговорила с ребятами доктор филологических наук, профессор, завкафедрой иностранных литератур и языков Ярославского университета Татьяна Кучина.

- Татьяна Геннадьевна, наверняка работа со школьниками и студентами разительно отличается…

- Со студентами я говорю на другом языке. Особенно с магистрантами – с ними можешь позволить себе апеллировать к тончайшим структурам. Школьникам наоборот нужно сказать о главном и так, чтобы им было понятно. Получаются другие акценты. Если ты не работаешь эмоционально со школьниками, не ведёшь их за собой, за тобой никто и не пойдёт.

- За вами ходили и после лекций! Вы занимаетесь со школьниками в своей «внесириусной» деятельности?

- С теми, кто ориентирован на будущую филологическую карьеру. У меня есть занятия, которые связаны с подготовкой ребят к олимпиаде по литературе. Это всегда интересные, мотивированные дети. Всех школьников и представляла по работе с этой, в общем-то, элитарной группой.

- Здесь, в «Сириусе», ваше впечатление о современных школьниках поменялось?

- Настоящее счастье для преподавателя – работать с такими ребятами. От них заряжаешься. Понимаешь, что твои слова не в пустоту улетают, а ложатся на хорошо подготовленную почву. Ребята направления «Искусство» порадовали именно тем, что у них есть способность к пониманию того, что стоит за внешними смыслами. Если бы мне раньше сказали, что стихотворение Бродского я буду спокойно разбирать с шестиклассниками, я не поверила бы. Но тут, поскольку я думала, что ко мне придут школьники 8-9 классов, начала брать довольно сложные стихи. Оказалось, что ребята вполне тонко реагируют, улавливают трагические интонации, ключевые смыслы. При этом они очень активны, что меня так порадовало. У них всегда есть идеи, предложения, мысли. Некоторые очень здорово умеют их формулировать. Такая способность детей откликаться, реагировать, воспринимать дорогого стоит. 

- А насколько юные математики восприняли гуманитарное знание?

- Они более рациональны, конечно. Показали очень точное понимание текстов. Возможно, это было понимание без какого-то культурного ореола, но очень точное. Действительно видно, что эти ребята мыслят схемами. Начинают понимать, как строятся смыслы текста, это по-своему любопытно. Всё-таки это очевидный факт, что филолог и математик одно и то же будут читать по-разному. Поэтому в общении с ребятами направления «Наука» даже для меня был такой познавательный момент: как знакомый и понятный мне текст могут видеть другие. Это всегда полезно.

- Как вы отбирали материал для занятий с ребятами? Понятно, что это был не цикл лекций…

- Да, стало понятно, что все лекции должны быть достаточно автономными. Ребята частично меняются, иногда не могут присутствовать на занятиях. Моя цель заключалась в том, чтобы показать новые грани, иногда просто новых авторов назвать, что-то новое сказать о знакомом авторе. Хотела чуть-чуть расширить кругозор ребят и привлечь их внимание. Старалась взять то, чего нет в школьной программе: Всеволода Некрасова, Иосифа Бродского, Алексея Цветкова. Немножко импровизировала, могла чуть-чуть развлечь, показать некоторые литературные тонкости - это приучает внимательнее читать текст. Пусть не сейчас, а в дальнейшем.

- Начитанность чувствовалась в воспитанниках Центра?

- Да, понимаю, что у некоторых круг чтения очень широкий. Вчера с огромным удовольствием провела час в библиотеке «Сириуса» за томиком Шиллера. Причём, изначально я не планировала прийти туда и читать Шиллера, просто попалась на глаза хорошая книга в приятном оформлении. Так вот весь этот час я была в библиотеке не одна. Хочу отметить, что библиотека в «Сириусе» замечательная. Отличный подбор авторов, книги, которые хочется держать в руках, жизнеутверждающие цвета в оформлении библиотеки… А ещё особый опыт – доверие к читателю. Я искала, где бы оставить залог, кому бы сообщить, что я взяла книгу. Оказалось, никому сообщать не надо. Можно просто взять понравившийся томик и спокойно читать.

- Насколько воспитанники владеют своей речью? Вы сказали, что ребята умеют хорошо формулировать мысли.

Ребята направления «Искусство» вполне владеют. Даше шестиклассники давали отлично сформулированные ответы. Спортсмены склонны к лаконичным репликам. Ребята из направления «Наука» тоже отвечают достаточно лаконично, но уровень глубины там присутствует. У них другой способ мышления, математика диктует необходимость больше быть наедине с собой.

- Немного затронем и письменную речь. Ещё Набоков писал о необходимости знака, заменяющего улыбку, но сейчас кажется, что этот знак заменяет не просто улыбку, а отдельные предложения. Как вы относитесь к смайликам? Насколько это полезное или наоборот опасное явление с точки зрения филологии?

- Да, сейчас вполне можно составлять тексты из смайликов. Но одно другому должно быть поддержкой, а не заменой. Когда смайлики дополняют высказывание, это уместно, хорошо и бывает приятно собеседнику. Если слова начинают заменяться, наверное, это свидетельствует о внутренней бедности, редуцировании сферы чувств и невозможности о своих эмоциях адекватно рассказать словами, поэтому приходится использовать простейший визуальный аналог, который представляет эмоцию. А это, наверное, следствие того, что люди меньше читают, уже становится спектр эмоций, которые они способны испытывать и могут назвать. Как правило, то, что человек не может назвать, не существует и во внутреннем мире. Оттенки эмоций становятся недоступными - мучительное чувство, которое никак не определить! Приходится искать визуальный аналог. Сама смайлики использую вполне охотно: даже в пометах к дипломной работе могу поставить скобочку, чтобы не обидеть студента. Это иногда быстрее и удобнее, чем расписывать свои эмоции. Вообще «Сириус» постоянно заставляет меня использовать смайлик на своём лице (улыбается).

- У вас осталось позитивное впечатление от Центра?

- Очень! Прониклась этой замечательной, доброжелательной, уважительной к каждому ребёнку атмосферой. Мы привыкаем жить в мире, где всё постоянно нельзя или где ты постоянно что-то должен. «Сириус» я воспринимаю как место, где всё можно. Можно пойти на одно занятие, а можно на другое. Когда есть ощущение, что у тебя есть степерь свободы, возможности выбора, очень меняется состояние, становится светлее на душе, радостнее. В детстве вообще важно попробовать себя во многом. Позитивное ощущение не покидает уже несколько дней. Все, кто идут по коридору, обязательно приветствуют друг другу, все улыбаются. С большим удовольствием сходила к музыкантам на профильное занятие. Радуют сами дети, видно, что приезжают с хорошим уровнем подготовки. Начинаешь понимать, что здесь элита, здесь те, кто реально будет создавать наше будущее.

- Спасибо за такие добрые слова! А что вы хотели бы пожелать ребятам, которые будут приезжать в «Сириус»?

- Брать всё, что предлагается! Потому что «Сириус» даёт очень много. Он, прежде всего, показывает разные векторы. Здесь отличные преподаватели. Наблюдала мастерство педагогической работы. Поэтому желаю ребятам быть внимательнее к тем перспективам, которые открываются здесь благодаря разным педагогическим проектам и форматам общения.

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!