help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

- Вторая смена Образовательного центра «Сириус» будет проходить при Вашем активном участии. Зачем Вам, титулованному ученому, заниматься со школьниками?
- Дело в том, что я хочу создавать вокруг себя хорошую научную команду. А это происходит, когда начинаешь работать с людьми, прямо с их школьной скамьи. Потом они подрастают и приходят к тебе в один из университетов (а я работаю в нескольких). Для меня сейчас основным является то, что я делаю на Физтехе, где у меня кафедра дискретной математики на молодом, активно развивающемся факультете Инноваций и высоких технологий. Факультет сейчас вышел на лидерские позиции в нашей стране в области computer science и математики. Но я преподаю и на мехмате МГУ (и очень люблю это место), и в совместном бакалавриате РЭШ и Высшей школы экономики. А еще – в Школе анализа данных Яндекса.

- То есть вы хотите сами отыскивать таланты и растить их?
- Ну, у меня всегда были проекты со школьниками. В какой-то момент оказалось, что я могу очень хорошо рассказывать ребятам про математику. И, конечно, если возникает дополнительная площадка (причем, такая замечательная, как в Сочи), на которой я мог бы это дело реализовывать, то, конечно, я буду это делать. Глобальная же цель такая: я хочу построить линейку образования от школьной скамьи до бакалавриата, потом - аспирантуры. А дальше у меня есть отдел «Яндекса», в котором мы проводим исследования, есть кафедра на Физтехе, куда я могу трудоустраивать людей. Это такая живая конструкция, в рамках которой мы можем создавать интересную науку.

- А кто попадет на вашу смену в «Сириусе»?
- Это будут школьники 9-11-х классов, которые достаточно успешно выступили на продвинутых олимпиадах, типа Всероссийской олимпиады по математике.

- И по информатике?
- По информатике, наверное, в меньшей степени, потому что у меня есть другая школа, которая функционирует два раза в год под Костромой. Я ее провожу в феврале и в августе, и вот там идет сочетание математики и информатики. А в Сочи будет больше уклон в чистую математику. Хочется продемонстрировать, что у нас есть хорошая математика, дискретная в первую очередь. Мы, конечно, увлекаем школьников комбинаторикой, но не только. Там есть и другие направления.

- Чем ваши занятия отличаются от тех, которые будут проводить другие математики?
- На самом деле, я приеду и в первую смену: с 1-го по 4-е июня планирую позаниматься с командой международной сборной России по математике. А потом уже, на второй смене, стану заниматься со своими. Параллельно с нами, в Сочи пройдет Летняя школа 57-й школы, и с ней мы тоже собираемся работать. Видимо, я им буду рассказывать «вероятность». Посмотрим. Если команда международной сборной по математике, возглавляемая Назаром Агахановым, будет в основном готовиться к международной олимпиаде, то мне хочется продемонстрировать ребятам красоту различных математических сюжетов. Причем, не посредством лекций (как я обычно делаю в школе под Костромой): я хочу, чтобы школьники самостоятельно реализовывали какие-то научные проекты. Это условное понятие, конечно. Это должны быть задачи продвинутого, олимпиадного или околонаучного уровня, которые способен решать школьник, получая удовольствие от того, что он преодолел какую-то сложность. В этих задачах будет привкус того, чем можно заниматься, поступив в институт. Но при этом, они доступны пониманию продвинутого школьника, которого мы отберем. Мы хотим собрать школьников со всей России – и из Москвы, и из многочисленных регионов, где есть лидеры, с которыми мы много общаемся.

- А какие это регионы?
- Их много: это Ярославль, Киров, Майкоп, который, кстати, неподалеку от Сочи, Новосибирск, Омск, Ижевск, Казань, Набережные Челны, Курган и др. Мы открыты всем. Было бы очень неплохо, если бы в перспективе в Сочи приезжали дети и учителя не только из известных физико-математических школ. Есть же много талантливых ребят, которые, по разным причинам, не доходят до Всероссийской олимпиады, но при этом, очень рвутся заниматься интересными задачками.

- Если способный школьник не дошел до Всероссийской олимпиады, то как его найти?
- Это вопрос не совсем ко мне: у меня-то будут в основном призеры Всеросса. Можно проводить отбор по результатам решения задач, которые соответствуют какому-то уровню. И учителей хороших надо вытаскивать наверх. Развивать региональные центры. Поддерживать те островки, где стали понимать, как развивать школьников. Это наряду с безусловной поддержкой известных региональных лидеров.

- Может быть, вы назовете какие-то имена?
- Конечно. Это, например, Александр Штерн в Омске, Дауд Мамий в Майкопе, Владимир Дольников в Ярославле, Игорь Рубанов в Кирове. Существует и масса других замечательных лидеров. Но есть и те, кто пока не на слуху. И их тоже надо поддержать.

 

Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!