Почему сегодня важнее наладить работу с талантливым ребёнком на его малой родине, а не увозить его далеко от дома? Какую роль в этом будет играть Образовательном центре «Сириус»? Об этом, и не только, мы поговорили с Михаилом СЛУЧОМ, руководителем научного направления нового Центра.
– Насколько новаторским является этот проект? Существуют ли его аналоги в нашей стране?
– Эта история началась, конечно же, не с белого листа: работа с детьми, одарёнными в разных направлениях, ведётся давно. Но новое начинание обладает некоторыми особенностями.
Во-первых, в нашем Центре будут интегрированы три направления: наука (естественно-научное направление), искусство и спорт. Это даст возможность детям, которые делают успехи в различных областях, начать взаимодействовать. Мы попытаемся сделать так, чтобы они друг у друга учились или, по крайней мере, учились с уважением относиться к деятельности другого.
Во-вторых, наш Центр принципиально бесплатен для ребёнка. Но при этом будут достаточно жёсткие и прозрачные критерии отбора для поездки в Сочи.
– Какие это критерии?
– Если говорить о физико-математическом направлении (с которого мы начинаем), то это победы или призовые места в предметных олимпиадах. Например, в Центр сможет попасть победитель не ниже регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
– Иначе говоря: талантливые дети отнюдь не всегда - из обеспеченных семей…
– Конечно. Это всё равно, как если бы в математическую школу принимали ребёнка по определённому финансовому цензу. В области работы с одарённостью тема денег имеет очень большое значение, потому что программы для талантливых, мотивированных детей и должны быть дорогими: нужны самые лучшие преподаватели, а если это спорт, то хорошее оборудование, амуниция, если исполнительское мастерство – то качественные инструменты, возможность репетировать и выступать с оркестром. И тут очень важно, что наша программа (а она будет с очень серьёзным участием не только государства, но и бизнеса), принципиально бесплатна для родителей. Регион платит за билет, а проживание и обучение – дело государства и Фонда.
Но такая история может существовать, развиваться и не вырождаться, только в том случае, если есть очень понятные критерии отбора. Для этого сформирован экспертный совет, который будет рассматривать возможности участия тех или иных детей, на основе принятых всеми достижений.
А ещё будут учитываться не только индивидуальные достижения талантливого школьника, но и реальные заслуги той или иной школы. Центр непрерывного математического образования подготовил рейтинг физматшкол. И школы, занимающие высокие позиции в этом рейтинге, получат право организовать смены силами своих педагогов. Причём, туда приедут не только лучшие ученики этой школы, но и дети (и их учителя) из других регионов.
Кроме того, у нас будут организованы специализированные научные смены и «прикладные» смены, ориентированные на приложения математики. Для того чтобы попасть на них, помимо свидетельств об успехах в олимпиадах, нужно будет написать «входную» работу. Эти смены будут проводиться с участием IT-фирм и высокотехнологичных компаний. Входную работу проверят преподаватели, которые приедут в Сочи и будут вести занятия в рамках образовательных программ… Первой станет смена под руководством профессора мехмата МГУ, МФТИ и Независимого университета, лауреат Премии Президента для молодых учёных, возглавляющий крупное подразделение «Яндекса» Андрея Райгородского.
– Почему так важно собрать талантливых детей и заниматься с ними на нейтральной территории? Ведь есть другая модель: собрать детей из разных мест и привезти их в Президентские интернаты.
– Сейчас действительно бурно обсуждается тема Президентских лицеев-интернатов. Но наш Центр – это принципиально не СУНЦ (специализированный учебно-научный центр. - Ред.). Не только потому, что здесь – смены, а не постоянная учеба, но ещё и потому, что мы не стремимся вытащить ребёнка из его школы и переселить куда-то в другое место. Наша миссия состоит в том, чтобы физико-математическое образование развивалось на местах, чтобы талантливый школьник был замечен, получил дальнейший стимул для своего развития. Нам важно, чтобы педагог, способный воспитать победителя, призёра олимпиады в своей школе, повысил свою квалификацию в рамках программы нашего Центра, наладил взаимодействие с коллегами из других регионов и ведущих центров физико-математического образования. Эти учителя приедут в Сочи и вместе с педагогами знаменитой 57-й московской школы или не менее знаменитой 239-й из Санкт-Петербурга, будут работать совместно, таким образом повышая свой уровень. А в итоге, там, где появился один олимпиадник, возникнут условия для подготовки других.
Одна из наших целей – уменьшить число регионов, являющихся белыми пятнами в смысле работы с одарёнными детьми. И мы надеемся, что через год-два в таких регионах-аутсайдерах появится не один, а несколько олимпиадников.
– Как будет осуществляться взаимодействие математиков со спортсменами и музыкантами?
– Мы думаем над этим. Специфика Центра отличается от специфики знаменитых лагерей, таких, как «Артек» или «Орлёнок», где дети, в основном, отдыхают. У нас все ребята будут заниматься по своим профессиональным, довольно напряжённым программам. Но свободное время у них, конечно же, будет. Как будет происходить взаимодействие математиков-физиков со спортсменами и музыкантами? Мы планируем создавать точки совместной активности. Например, мы сформируем детский пресс-центр, театральную студию «проектного типа» (смена – театральный проект), проведём общие спортивные турниры (не думаю, что в турнире по настольному теннису музыканты и математики уступят хоккеистам), и это будет интересно всем. В этих точках ребята пересекутся, начнут взаимодействовать.
Другой механизм взаимодействия математиков со спортсменами и музыкантами будет осуществляться через знаковых педагогов, выдающихся деятелей в той или иной области. На программы будут приезжать не только преподаватели, но и специалисты мирового уровня. Например, в открытии Центра примет участие обладатель Филдсовской премии Станислав Смирнов. Он выступит не только перед математиками, но и с общедоступной лекцией перед всеми (как известно, признак гениальности – умение о сложном говорить просто). Цель – чтобы дети увидели ценность и важность других направлений.
Информационная служба портала