В июле «Сириус» принимает 50 юных музыкантов из 20 регионов России. Занятия по специальности с ребятами проводят профессора и доценты Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Казанской Государственной Консерватории и Музыкального училища имени Гнесиных.
Фортепиано, флейта, скрипка, виолончель, саксофон, гобой, кларнет: в «Сириусе» всегда звучат инструменты разных классов. Красоту, динамику и уникальность каждого из них ребята стараются передать на отчетных концертах, которым предшествуют серии мастер-классов от знаменитых артистов.
Над программой «Музыка для кларнета» с ребятами работал Игорь Федоров, концертирующий солист-кларнетист, лауреат международных конкурсов.
– Ребята занимались с большой отдачей, они выкладывались на все сто процентов своих возможностей. Большая часть программы была собрана уже в «Сириусе». Конечно, они привезли и свои произведения, для концерта мы решили разучить и новые сочинения. И сегодня юные артисты определенно имели успех. Учитывая, что на подготовку выступлений у нас было всего десять дней, – рассказывает педагог.
Игорь Федоров отмечает: «Мне нравится, что наши концерты получаются творческими и живыми. Я против сухих «отчетников». Мы делаем именно концерт – душевный, теплый, зрительский. Главное – добиться творческой атмосферы. И ребята учатся вести себя на сцене, контактировать с аудиторией, как это подобает артистам».
Сами юные кларнетисты с педагогом согласны: «Еще Бетховен говорил: музыка должна высекать огонь». Надо играть сердцем».
«Играть сердцем» у юных кларнетистов получается. Они в любой момент готовы исполнить на бис сонаты и романсы, написанные композиторами разных лет.
– Сыграл романс для кларнета с фортепиано современного французского композитора Нунцио Орталано. В произведении есть очень сложные места, но оно лирическое и красивое. Второй мой выход на сцену был с «Восточным танцем» Сергея Василенко – он сложнее романса: у него сильнее темп, и чтобы его удержать, нужно приложить больше усилий. Зато в нем красивые переходы пассажа, – делится Семен Ушаков из Санкт-Петербурга.
В программе концерта красивы все произведения без исключения: будь то сочинения Франсиса Пуленка, вошедшие в золотой фонд музыкальной классики XX века, или оперетты занимавшего особое место в музыкальной жизни Парижа Андре Мессаже, или фантазии одного из самых известных и ярких представителей молодого поколения современной немецкой музыки Йорга Видмана. Каждое отличается особой мелодичностью и подкупающей искренностью, говорят участники концерта.
Особенно это заметно в творчестве композиторов-романтиков. Именно они первыми обратили внимание на то, что тембр разных регистров кларнета выразителен сам по себе и может быть одним из существенных элементов музыкального образа.
– Я не случайно выбрал одну из частей концерта для кларнета с оркестром Карла Вебера. В своих оперных и симфонических партитурах он посвящал кларнету красивые, выразительные соло. Я готовил сочинение всего месяц, но сыграл достойно. Помогли занятия с Игорем Петровичем, мы много работали над техникой. К тому же меня вдохновила подборка произведений, вошедших в концертную афишу. Здесь прозвучали самые любимые. В особенности – фантазии Йорга Видмана для кларнета и соло, – рассказывает Николай Яушев из Нижегородской области.
Выработка определённого характера исполнения, качество техники, особая порывистость, патетичность и в то же время простота звучания – всего этого ребята смогли добиться благодаря занятиям с Игорем Федоровым, на которого каждый из участников мастер-класса старался ровняться.