В преддверии начала нового учебного года в шахматной школе «Сириуса», один из самых титулованных российских шахматистов рассказывает о том, как в Центре строится работа направления и почему во всем мире детское шахматное движение обретает еще большую популярность.
Августовская образовательная программа по направлению «Шахматы», особенностью которой стала подготовка спортсменов к чемпионатам Европы и мира 2017 года, собрала в «Сириусе» сильнейших шахматистов со всей России. В рамках учебно-тренировочной подготовки серию мастер-классов участникам направления провел международный гроссмейстер, 14-ый чемпион мира по шахматам Владимир Крамник.
«В августе в «Сириус» приехали призеры и победители детского Первенства России 2017 года, квалифицировавшиеся для участия в важнейших международных соревнованиях. Образовательная программа была ориентирована на достижение юными спортсменами высокого уровня технико-тактической, физической и психологической подготовки для успешного выступления на предстоящих важнейших всероссийских и международных соревнованиях текущего сезона», – отметил гроссмейстер.
– Владимир Борисович, подводя итоги августовской образовательной программы, о каких выводах можно говорить в работе направления?
– Направление «Шахматы» в «Сириусе» существует уже второй год, и за это время было сделано немало. Нам удалось собрать лучших юных шахматистов, и в их развитии наблюдается хорошая динамика. Мы скомплектовали самый сильный тренерский состав, стали привлекать топовых игроков, готовых делиться с участниками своим уникальным опытом. Если говорить о глобальных результатах – понятно, что он станет заметен через два-три года, когда юные шахматисты смогут о себе заявить. Конечно, для этого нужно приложить много усилий, и наша задача – вырастить сильное поколение шахматистов, членов сборной страны и, может быть, чемпионов мира. Тем более, что в «Сириусе» для этого созданы все условия.
– Какие именно шахматисты занимались с участниками направления в августе?
В «Сириусе» итак сосредоточен сильный преподавательский состав, но мы также приглашаем и других мастеров. В августе кроме меня с участниками тренировались Евгений Томашевский (гроссмейстер, чемпион России 2015 года), Эрнесто Инаркиев (гроссмейстер, чемпион Азии среди юношей до 16 лет, затем – чемпион Европы). Также в Центр приезжал Сергей Рублевский, гроссмейстер, заслуженный мастер спорта России, Чемпион России и заслуженный тренер России, который в составе команды страны стал четырёхкратным победителем Всемирных Шахматных Олимпиад. Недавно я обсуждал с самым молодым гроссмейстером в истории Сергеем Карякиным его визит в «Сириус» – он планирует приехать осенью.
– Как формируется образовательная программа направления?
– Происходит подбор средств, методов и режимов работы: обязательно при формировании программы нужно учитывать принцип системного чередования нагрузок и восстановления (активного и пассивного отдыха, применения восстановительных средств).
Юные шахматисты изучают игры наиболее вероятных соперников на чемпионатах Европы и мира, упражняются в тактике и стратегии (разыгрывают острые тактические позиции с ограниченным контролем времени), участвуют в тренировочных партиях для наигрывания определенных типов позиций с последующим их разбором. Воспитанники проходят также обязательную физическую и психологическую подготовку.
– Если говорить о программе шахматной школы следующего учебного года: что ожидает участников направления?
– В начале сентября я представлю образовательную программу направления на весь год, в котором будут собраны обязательные тренинги и темы лекций. В течение сессии я слежу за успехами участников и дорабатываю программу, ориентируясь на их сильные и слабые стороны. Тренеры подбирают дополнительный материал, и занятия продолжаются, практически в индивидуальном ключе. Общее время шахматных тренировок длится пять-шесть часов в день, затем около полутора часов – физическая подготовка и активный отдых.
– Расскажите об отборе на образовательную программу – какие критерии нужно соблюсти участникам?
– Предварительная подготовка подразумевает знание участниками истории шахмат и классического наследия, а также общих принципов в сложных игровых окончаниях по книге М.И. Шерешевского «Стратегия эндшпиля». Также мы предлагаем участникам ознакомиться с книгами Константина Сакаева по миттельшпилю. Если говорить о критериях – то он один: наличие четких результатов и достижений в шахматном спорте. Все победы юных шахматистов, наиболее удачные партии и рейтинги заносятся в базу Российской шахматной федерации, поэтому участники программы отбираются по рекомендации РШФ. Часто приглашаются талантливые шахматисты из регионов, у которых есть потенциал, но нет возможности развиваться в своем регионе.
– Сегодня во всем мире детское шахматное движение обретает большую популярность, в школах открываются шахматные кружки и клубы. С чем связан такой интерес?
– Выдающийся советский педагог и писатель Василий Сухомлинский говорил, что «игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры, потому что без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Я с ним согласен: шахматный спорт позволяет развивать мышление. И мне кажется очень правильным открывать в школах шахматные клубы, тем более что в России программа себя оправдывает. Существуют довольно четкие статистические выкладки, демонстрирующие, что у школьников, занимающихся шахматами, заметно повышается успеваемость.
Поэтому во всем мире к шахматам обращаются все больше образовательных учреждений. Например, обязательные уроки шахмат в Британии ввели около трети школ (а это огромная цифра). В Швейцарии проект тоже пользуется большой популярностью, работает программа и в регионах России. Надо заметить, что и сами школьники охотно занимаются шахматами, многих спорт затягивает.
– Если в школах шахматные кружки открывают для интеллектуального развития, то в «Сириусе» для развития профессионального. Вы следите за результатами выпускников?
– Конечно. Но как я уже говорил, в шахматах нужно проделать много работы, прежде, чем даже самый талантливый ребенок достигнет топ-уровня. Разумеется, в течение образовательной программы воспитанники обретают много знаний и умений – нет сомнений, и они готовы максимально реализовывать свой потенциал. Ну а наша задача, сделать так, чтобы через несколько лет эти ребята стали элитой мировых шахмат.