help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Выпускники направления «Музыкально-исполнительское искусство» мартовской образовательной программы дали в один день сразу два концерта. Случай беспрецедентный: с перерывом в два часа в актовом зале «Сириуса» прозвучали выступления ударников, а следом собственные сочинения сыграли молодые композиторы. Традиционно, к концертам стажеров готовили ведущие педагоги страны, дав юным талантам серию мастер-классов.

Кузьма Бодров, доцент Московской консерватории им. П. И. Чайковского, готовил с ребятами концерт собственных сочинений. «Звездная ночь», «Городской вальс» и «Full moon dance» – это только начало списка произведений, прозвучавших в актовом зале. Всего – 20 номеров разных жанров и стилей.

– У меня было 35 воспитанников, делились на группы. Идея была именно в том, чтобы каждый участник написал свою музыку. Понятно, что это непросто, поэтому решили писать пьесы для ансамбля. Правда, некоторые ребята захотели выступать сольно. Таким образом, сформировалась уникальная разнохарактерная программа, в которой звучали соло для фортепиано, флейты; пьесы для двух саксофонов и одного малого барабана; ансамбли ударных. Палитра получилась яркой. Конечно, по инструментовке я им помогал. Но самое важное, что у нас получилась система, которая сработала и дала удивительный, даже во многом для меня самого, результат, – рассказал Бодров.

Педагог отметил: рано или поздно «сыграться» могут все. А вот чтобы всего за десять дней сочинить композицию, одного вдохновения мало. Перенести музыку в нотную папку – барьер, который непросто преодолеть. Обозначить размер произведения, тональность, темп, ритмический рисунок, а также передать характер, громкость, особенности артикуляции – за всем этим стоят многочасовые занятия и колоссальный творческий труд.

– Это стресс, который мы преодолели. Я занимался с ребятами также, как со своими студентами в классе сочинения Московской консерватории. Использовал тот же принцип работы. Я сразу обозначил, что в профессиональном смысле им доверяю. Они в свою очередь старались не подводить, – объяснил педагог.

Воспитанники сочиняли пьесы и этюды, анализируя популярные произведения классиков – Чайковского и Прокофьева, изучая структуру и особенности их произведений.

– Мы рассуждали: здесь классик один мотив развивает, а здесь другой. Пробовали также, местами подражали, местами импровизировали, искали, но ни в коем случае не копировали. И вдруг, ребята начали сочинять. Причем многие очень удачно, некоторые мотивы получились запоминающимися. И жанры получились самые разные. Некоторые ушли в сторону джаза и легкой салонной музыки, другие старались придать своим композициям драматизм и серьезность, – подытожил Кузьма Бодров.

Яркая программа получилась и участников мастер-класса заслуженного артиста РФ, профессора Российской академии музыки им. Гнесиных Дмитрия Лукьянова. Вместе с воспитанниками он подготовил концерт «Музыка для ударных».

– В эти дни надо было успеть многое. У каждого педагога свой взгляд на то, как проводить занятие. Бывает, что у ребят встречаются заигранные пассажи, неточная аппликатура. Эти моменты всегда надо подправлять, много заниматься. Каждый раз, когда я приезжаю в «Сириус», начинаю со знакомства с репертуаром молодых музыкантов. Происходит своего рода смотр: что они могут, на что способны.

Самое сложное, по словам педагога, собрать ансамбль: каждый участник дуэтов, трио и квартетов, должен тонко чувствовать ритм, хорошо читать нотный материал с листа и уметь собрать правильный художественный образ.

– Номер должен быть интересен в концертном исполнении, виртуозно и уверено сыгран, – отмечает Дмитрий Лукьянов.

К своим ученикам он требователен, внимателен к каждой детали. Потому что в музыкальном искусстве мелочей не бывает:

– Если я на уроке вижу, что у музыканта зажат аппарат, нет свободы в движениях, то мы можем все отложить и начать разыгрывать гаммы, делать упражнения на развитие моторики, - поделился одним из методов своей работы педагог.

Обнаруживать себя в пространстве музыки, создавать простор для творчества и понимать ритмические рисунки – это то, чему Лукьянов учит всех своих воспитанников, ведь без этих переменных передать всю красоту произведения невозможно.

– Наша программа, по большей части, - переложения скрипичного материала на ударные инструменты. Сложностей из-за этого не возникает: диапазон позволяет и ничего особенного в штрихах не присутствует. Главное, чтобы ребята чувствовали художественный образ сочинения. А он подчас изменчив, чувственен и эмоционален. Но у нас есть все компоненты выразительных средств, чтобы это передать.

Музыкальная фраза должна сформироваться внутри исполнителя, говорит Дмитрий Лукьянов. Мало уметь читать «крючки» и символы в нотной папке: пока они на бумаге – они безмолвны. И сверхзадача любого музыканта – вдохнуть в них жизнь. За этим молодые исполнители и приезжают в «Сириус»: чтобы не только оттачивать свое мастерство, но и учиться понимать музыку на самом тонком уровне.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!