Руководитель Фонда «Талант и успех» Елена Шмелева рассказала информационному агентству ИА REGNUM о деятельности «Сириуса» и региональных центров, работающих по его модели
Пандемия, очевидно, застанет нас и летом, но «Сириус» призывает обратить самоизоляцию себе на пользу: заняться обучением и профориентацией детей. В этом деле помогут и региональные центры, создаваемые в каждом регионе страны по модели «Сириуса» в соответствии с поручением президента и Стратегией научно-технического развития РФ.
Уже созданы и работают 26 региональных центров, где проводятся программы по всем трем направлениям — наука, спорт и искусство. Еще в 21 региональном центре проводятся программы по одному или двум направлениям. До 2022 года центры по модели «Сириуса» появятся во всех 85 регионах России.
Мы передаем партнерам свои образовательные программы и методологию, помогаем приглашать на работу ведущих преподавателей и тренеров, ведем мониторинг достижений их выпускников и одаренных детей региона в целом, содействуем стажировкам и трудоустройству школьников и студентов.
Региональный центр, в свою очередь, становится точкой сосредоточения педагогических, административных, интеллектуальных, научно-технических, кадровых, информационных ресурсов региона при организации системной работы по улучшению качества дополнительного образования, поиска молодых талантов в регионах и создания для них новых возможностей.
В формирование региональных центров мы закладываем идею раскрытия и развития талантов каждого ребенка в стране вне зависимости от того, где он живет. Наша задача – сделать так, чтобы региональные центры работали с детьми из местных муниципалитетов. Если в каждой области, в каждом крае будет свой центр, говорить о доступности углубленного дополнительного образования не придется.
Поэтому «Сириус» не только помогает основать центры для одаренных детей в регионах по собственной модели, но и приглашает в качестве наставников ведущие школы страны – партнеры Центра по организации образовательной деятельности. Ассоциация школ-партнеров содействует распространению в регионах лучших педагогических практик и созданию в России единой системы для выявления, поддержки и обучения талантливых школьников.
Формирование цифровой образовательной среды и системы наставничества для учеников – одни из ключевых приоритетов Национального проекта «Образование» и, конечно, «Сириуса». Уже два года мы развиваем дистанционные курсы, внедряя новые технологии в очное обучение, отбор на программы и пост-сопровождение выпускников. После очных программ наставники удаленно работают с каждым школьником, проверяют задачи и дают персональные рекомендации. Этот подход масштабируется сейчас на регионы. Соглашения о дистанционном пост-сопровождении региональными педагогами выпускников математических программ «Сириуса» заключены с образовательными центрами Тамбовской и Новосибирской областей, Хабаровского края.
Для нас важно развивать и массовое углубленное образование, расширять кругозор детей и взрослых. Именно поэтому Центр открыл для школьников, педагогов и вообще всех YouTube-эфиры Сириус.Дома, Сириус.Лекториум и пригласительный онлайн-тур Всероссийской олимпиады школьников.
Провести лето с пользой помогут и Сириус.Курсы. Центр продлил доступ к своим дистанционным программам до 31 августа, а регистрацию на эти программы – до 1 августа. Восемь курсов по математике, информатике, физике и лингвистике открыты для всех школьников страны. Присоединиться к обучению могут также студенты, родители и учителя.
Сейчас на платформе проходят обучение 63 тысячи слушателей, 2 тысячи уже завершили обучение и получили электронные сертификаты об успешном окончании курсов. Дополнительные главы геометрии (за 7, 8 и 9 классы) изучают почти 20 тысяч человек, научиться программировать на языке Python пробуют 16 тысяч. Быстрее других слушатели решают задачи по комбинаторике за 7 класс: 628 человек, которые уже завершили этот курс, решили более 100 тысяч математических задач.
Нашему примеру последовали и региональные центры, которые активно развивают дистанционные программы. Опыт проведения очных программ, педагогическая и партнерская база центров, методическая поддержка «Сириуса» позволяют региональным центрам продолжать работу в онлайн-режиме, помогать родителям в воспитании школьников, занимать и направлять ребят. В свободном доступе – видеолекции и мастер-классы, просветительские и развлекательные форматы.
«Альтаир» запустил новый онлайн-проект «Я – Профессия». Главная цель – помочь школьникам в профориентации, ответить на самые главные вопросы ребят: где применить свои таланты, кем стать, в какой вуз и на какую специальность подать документы, как быть успешным и востребованным специалистом.
Каждую неделю в рамках марафона Сириус.Дома мы проводили прямое включение с коллегами. Рубрику «Час с регионом» открывает небольшая презентация о центре, а затем начинается занятие. Одним из первых на связь вышел Татарстан. Эксперт Республиканского центра выявления и поддержки одаренных детей и молодежи покажет, как написать натюрморт маслом, расскажет о тонкостях работы художника.
Ранее вместе с «Академией талантов» мы побывали в Мастерской по нарративным играм, с экспертом «Полярис-Адыгея» постигали науку разработки пиктограмм и шрифтов. Из Московской области на связь вышел инженер-испытатель РКК «Энергия» Дарья Жидова, которая рассказала о «SIRIUS-19» – 120-суточном изоляционном эксперименте, имитирующем реальный космический полет на Луну. Как литографический метод печати связан с нанотехнологиями, рассказали коллеги из «Платформы 33» во Владимире. Затем мы виртуально прошлись по новосибирскому Академгородку – успешному градостроительному и архитектурному эксперименту. В эфир выходила и Удмуртия, с темой «Нужен ли тьютор одаренному ребенку?» – эксперты проанализировали основные проблемы, возникающие при работе с одаренными детьми, поговорили о роли взрослого в этой системе и разобрали несколько методик сопровождения таланта.
Планируется, что к рубрике «Час с регионом» подключится каждый открытый в субъектах России региональный центр.