Создание и развитие единого образовательного пространства реализации программ высшей школы для подготовки востребованных специалистов в регионах стало главной темой III Саммита молодых ученых и инженеров «Большие вызовы для общества, государства, науки» в Научно-технологическом университете «Сириус».
В обсуждении приняли участие руководитель Фонда «Талант и успех» Елена Шмелева, заместитель министра науки и высшего образования РФ Андрей Омельчук, ректор НТУ «Сириус» Роман Иванов и руководители крупнейших вузов страны.
Система сетевого взаимодействия между вузами, научными институтами и индустриальными партнерами позволит расширить доступ обучающихся из разных субъектов к востребованным программам высшего образования. Это особенно актуально для России, где количество студентов превышает 4 миллиона и работает порядка тысячи университетов.
По словам Елены Шмелевой, единое образовательное пространство поможет развитию мониторинга качества образования и формированию соответствующих аккредитационных показателей, сделает равнодоступными инфраструктуру и ресурсы – педагогические, материально-технические, организационные. В результате мы увидим более конкурентоспособных, востребованных, высококвалифицированных выпускников.
«Сетевая форма реализации образования предполагает включение в процесс научных и индустриальных организаций с целью расширить возможности университетов при формировании актуальных программ. Мы хотим, чтобы, поступая в любой вуз, каждый студент мог оказаться на такой программе: проходить практическую подготовку в лабораториях на базе исследовательских центров и компаний, которые внедряют российские технологии в регионах присутствия», – сказала руководитель Фонда «Талант и успех».
По мнению заместителя министра науки и высшего образования РФ Андрея Омельчука, российское законодательство предлагает достаточно широкий спектр возможностей для реализации сетевых модулей. Это могут быть и программы по взаиморасчету, и платная подготовка специалистов одного вуза в другом по договору оказания услуг. Можно совмещать бюджетную и договорную формы обучения, как это сделали Марийский госуниверситет и МФТИ.
«Одна из наиболее эффективных и распространенных моделей интеграции внутри образовательных программ – это активное финансовое участие промышленного партнера. Ярким примером может служить кооперация нефтегазохимической компании «СИБУР» и Томского политехнического университета, которая обеспечивает образование специалистов с определенным списком компетенций. Сетевая программа должна состояться не механически, а качественно, с пониманием конкретных задач», – резюмировал эксперт.
О включении компаний-партнеров в работу со студентами и школьниками рассказал заместитель руководителя Фонда «Талант и успех» Алексей Горбачев, представив сетевую программу «Сириус.Лето», стартовавшую в 2020 году. Ее участники – школьники и студенты из разных регионов – в течение лета выбирают проекты от бизнеса и науки, формируют команды и работают вместе в течение учебного года.
«Идея объединить в команды школьников и студентов для работы над актуальными проектами получила положительный отклик у всех участников процесса. Для студентов это фактически стажировка, преподавательская практика, наставничество. Для школьников – возможность определиться с профессией. Для университетов – инструмент привлечения абитуриентов, а для партнеров – построения сетевых программ», – отметил он.
Программа подтвердила практическую заинтересованность вузов и партнеров друг в друге. Учитывая этот опыт, в Университете «Сириус» будет создана платформа для кооперации между компаниями и университетами, ориентированными на запросы работодателей.
Ректор НТУ «Сириус» Роман Иванов назвал сетевое взаимодействие с партнерами главным приоритетом развития Университета и эффективным инструментом, расширяющим доступ студентов из регионов к современным образовательным технологиям и инфраструктуре, которыми располагает Фонд «Талант и успех».