![](/bundles/app/v2/frontend/images/Prof+button.png?version=2.7_39)
Образовательная программа «Композиционный рисунок» проходит в «Сириусе» несколько раз в год. На ней ребята изучают основы композиции, ее закономерности, приемы и средства выражения. В конце курса художники рисуют постановку с фигурой, где показывают, как они научились пользоваться графическими материалами и правилами построения сюжета.
На одной из последних программ ребята рисовали живую модель. Этот долгий и кропотливый процесс продолжался в течение всего курса. Почему композиционный рисунок занимает особое место в системе художественного образования, рассказали педагоги Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, который ведет экспертное сопровождение курса.
«Рисунок можно определить как базовую дисциплину, сродни знанию английского языка – приехав в любую страну, ты свободен в общении. Так и в рисунке: если ты владеешь нужными навыками, ты свободен в любом направлении изобразительного искусства», – говорит заведующий кафедрой графики и композиции МГАХИ имени В.И. Сурикова Матвей Шабаев. Курс по композиционному рисунку он вел вместе с коллегой – старшим преподавателем кафедры рисунка Ильей Оржеховским.
Все начинается с рисунка
Курс называется «Композиционный рисунок», и здесь одинаково важны оба термина: «композиция» и «рисунок». Рисунок – это базовая дисциплина для любого вида изобразительного искусства, все начинается с него. А композиция – основная форма изобразительного творчества. Поэтому курс решили начать с базовых вещей, а потом усложнить его. Работа с живыми моделями – хороший опыт для художников, которые выполняют профессиональные задачи, без скидки на то, что они еще школьники.
От простого к сложному
Последовательность работы на курсе была такая: сначала юные художники рисовали портрет (лицо), потом портрет с руками и под конец программы – фигуру в пространстве. Начинали писать мягкими материалами, потом усложнили задачу: в ход пошел акрил, работа с ним требует от художника определенного опыта.
Здесь уже изучали, как фон работает на образ, экспериментировали с тональностью постановок, чтобы ребята пробовали работать и в светлой, и в более плотной композиционной гамме.
Работа в мастерских
Например, при работе с акрилом выяснили, что ребята раньше этой краской не пользовались. Поэтому начали с расколеровки – градации от белого к черному, чтобы художники почувствовали саму краску и пошагово проследили, как изменяется тон. Постепенно они поняли, как ложится краска, как себя ведет при высыхании.
Опыт и знание
Техника рисунка, конечно же, накапливается с опытом, для этого просто нужно как можно больше рисовать. А в вопросе творческого выражения подключается не только опыт, но и знания композиции. Потому что любое творчество – это сочинение, и его можно написать грамотно, только зная правила, основы. Опыт и знание даст дает самый плодотворный результат.
Без образа нет картины
Образ – это неотъемлемая часть композиционного рисунка, который решает едва ли не главную задачу. Чтобы рисунок не превратился в простое перечисление предметов, нужно, чтобы художник умел искать образ, главное – выделять, второстепенное – подчинить общему решению.
За стартом программ направления «Искусство» следите на сайте Образовательного центра.