Её ученики – настоящее "золото" и гордость российского фигурного катания: в общей сложности они принесли стране 41 золотую медаль чемпионатов мира и Европы, а также 8 золотых олимпийских медалей.
Она - Татьяна Анатольевна Тарасова - советский и российский тренер по фигурному катанию, заслуженный тренер СССР (1975), дочь известного хоккейного тренера, «отца русского хоккея» Анатолия Тарасова, приехала на встречу с воспитанниками «Сириуса» с контрольных прокатов сборной команды страны по фигурному катанию. Но в зале Образовательного центра знаменитого тренера ожидали не только фигуристы и хоккеисты, но и балетные танцовщики, художники, музыканты и даже математики. У каждого из них был свой «вопрос к взрослому».
- Татьяна Анатольевна, добрый вечер, расскажите, какая мечта была у вас в детстве?
- Мечта была одна - научиться искусству фигурного катания, танцу на льду - для того, чтобы выразить себя. Тогда в СССР фигурное катание только зарождалось, когда весь мир уже давно катался. И наша задача была ворваться в этот мир фигурного катания и завоевать его. Мой отец не очень-то, скажу я вам, интересовался результатами моего труда, у него была своя большая задача и свои спортсмены. Но иногда мама говорила ему: «Толя, Таня выполнила первый разряд, кандидата в мастера, Таня попала в сборную страны». И вот только когда наша пара попала в сборную, отец пришел посмотреть на нас с Жорой (авт.: Георгий Проскурин, пара Проскурин-Тарасова, 1964-67 годы), посмотрел и сказал, что поддержки мы делаем плоховато. И мы стали заниматься с тройной силой (мы и так-то старались): нас тогда мало чему учили, некому особенно было, до многих вещей мы доходили сами, именно до техники: не со второй, не с десятой, а с двадцатой и сотой попытки понимали, как тут выпрыгнуть или докрутить на результат.
- Здравствуйте, я занимаюсь классическим балетом и мне бы хотелось узнать, как вы держали себя форме и в тонусе?
- Ну, балетным людям слова Майи Михайловны Плисецкой повторять не надо, они это рецепт знают наизусть. Если говорить про поездки, то даже если мы в молодости с моей близкой подругой, балериной Большого театра, уезжали дней на 10 к морю, то уже за на неделю до отъезда начинали делать класс, если нагрузки не хватало, то делали два класса подряд. Потому что по возвращении у нее сразу был спектакль, а мне надо было выходить и работать на лед. Готовились к работе, кушали мало. Все балетные люди едят мало, совсем мало или вообще не едят – известная истина. И это не считается лишением, если ты выбрал эту профессию, ты понимаешь, что это служение.
Еще в детстве отец говорил: «Дочка, ты обязательно перед школой должна бегать по полчаса. Триста шестьдесят пять дней в году по тридцать минут, и у тебя накопится 170-180 часов тренировок, тех, которые тебе никто не даст. Но если ты хочешь результатов, ты должна делать это дополнительно. Поэтому с 7 лет я бегала по двору. Сначала одна, потом с мальчишками, потом нас бегало уже 50 человек – так мы приветствовали всех жителей нашего дома получасовой пробежкой и 10-минтуной зарядкой. Если папа вдруг был дома, а не на сборах, то выходил на балкон и наблюдал: если я где-то не доделала, то по возвращении домой сразу выходила обратно и делала заново. У нас в семье было принято – все делать хорошо. Просто всё: убраться, мыть пол, делать уроки, тренироваться. И это правильно. Советую вам, чем бы вы ни занимались - музыкой, рисованием, химией, физикой - обязательно занимайтесь спортом. Простые бег, ходьба, классическая разминка – все это вас концентрирует и закаляет, укрепляет ваше тело.
- Добрый вечер. Татьяна Анатольевна, меня зовут Илья Кошников. Расскажите, как вы себя настраивали на занятия спортом?
- Мне самой заниматься не хотелось. Так было из раза в раз, а потом… вы знаете, мне вдруг понравилось, скорее всего, я что-то почувствовала. Наверное, скорость: когда ты не как человек, ты летишь как птичка. И с этого момента началось, мне хотелось идти на каток. Я стала скорее всему учиться, потом я уже не могла без этого, а потом поняла, что не могу без этого жить и что это призвание на всю жизнь. Должно начать получаться, тогда случится вот этот щелчок.
- Татьяна Анатольевна, расскажите, как вы совмещали тренировки и школу?
- Тренировки победили школу. Мы были первыми из советских спортсменов, кто решил тренироваться 2 раза в день. Учась в обыкновенной школе, сделать это было бы невозможно. Поэтому все мы пошли учиться в школу рабочей молодежи №18, такая в Москве была. Школа была сменной, туда приходили художники, киношники, спортсмены. Например, Никита Михалков – мы с ним учились в одном классе, Коля Бурляев. Занимались мы старательно, у нас были прекрасные педагоги, а после уроков бежали на тренировку. Мы очень хотели выдвинуться в нашем виде спорте, тренируясь один раз в день мы бы ничего не достигли.
- Татьяна Анатольевна, как началась ваша тренерская работа?
- В 1967-ом году, когда мне было 19 лет, случились травма на Универсиаде, я упала около пьедестала и выломала себя плечо, сломала руку. Стала профнепригодна, хотя в то время уже была четвертой на чемпионате Европы, шестой на чемпионате мира. Что было делать дальше, если я любила это дело больше всего в жизни? К тому моменту мы уже повидали мир, узнали, как тренируются, как разминаются иностранные спортсмены; мы смотрели в оба, все записывали, и по своим записям восстанавливали технику, учили элементы. Операция сильно дело не поправила, и тогда я решила пойти учиться в ГИТИС на хореографа, была такая тяга, определённые способности тоже были, но папа на семейном совете наотрез заявил, «что в нашей семье артистов не было и не будет».
А мне сказал: "Дочка, иди на каток и преподавай. Твои друзья станут твоими первыми учениками. Если ты будешь хорошо преподавать, у тебя будет получаться, то будешь счастлива всю жизнь, и не заметишь, как она пройдет, твоя жизнь». Так и случилось, скоро мне 70, а я не заметила, как пролетела моя жизнь: это большое удовольствие делать из маленьких ребят мастеров спорта, заслуженных мастеров спорта, поднимать их на мировые спортивные пьедесталы, делать призёрами и победителям Олимпиад. Конечно, все пришло не сразу, были отмороженные после 8 и 9 часов пребывания на открытом воздухе руки и ноги, бесконечные поездки по всей стране в поисках дополнительного льда. Но, можно сказать, мне повезло и первые мои ученики – Ирина Моисеева и Андрей Миненков, которых мне одиннадцатилетними детьми передал один тренер, стали заслуженными мастерами спорта, многократными чемпионами мира и призёрами Олимпиады.
- Здравствуйте, меня зовут Митя. Какие у вас были чувства, когда вы выступали за сборную страны?
- Мне очень повезло, я выступала за сборную, мои ученики выступали. Ты чувствуешь огромную ответственность, когда носишь форму сборной, на корой флаг твоей страны, флаг Советского Союза или России. Помню, как мы все до ниточки вытягивались, когда играл гимн страны. Помню, когда, взяв главную высоту в фигурном катании – парные выступления, 20 лет подряд никому не позволяли подняться на пьедестал кроме нашей страны. Когда в честь твоего ученика, а значит, как бы и в честь тебя, играют гимн – разные чувства появляются в душе, ты понимаешь, что не подвел и что сейчас с тобой те, кто ждал вашей победы не меньше твоего, вместе с тобой миллионы людей – ты их не знаешь, и они за тысячи километров отсюда - но ты чувствуешь их тепло, ты ощущаешь тепло своей страны.
- Здравствуйте, я Глеб из Новосибирска. Как вы настраиваете спортсменов перед стартами? И как справиться с волнением?
- Каждого спортсмена по-разному. Существует определенный стиль, мы не болтаем, не разговариваем на отвлечённые темы. Мы разговариваем, когда готовим программу, когда создаём выступление, подбираем музыку, тогда обсуждаем - как мы хотим выигрывать, чем мы будем выигрывать: сколько дней для этого будем тренироваться, сколько бегать по стадиону, сколько будем есть и как похудеем, чтобы четверные прыжки были докрученные, понимаете, о чем я говорю?! Сегодня весь спорт делается на воле, на силе, на скорости, на предельных возможностях человека. Если ты хочешь достичь результата - ты, в первую очередь, должен понимать, как ты должен работать, чтобы его получить.
Волнение. Оно присутствует абсолютно у всех, я не знаю человека, который бы не волновался. Вопрос в том, как ты с ним справляешься, и волнение еще бывает разное. Бывает такое, что оно парализует тело, разрушает тебя изнутри, тогда нужно знать - как попрыгать, отвлечься, переключить себя на что-то другое. А бывает волнение созидательное, которое испытывают также артисты, музыканты, но с первыми звуками музыки оно улетучивается и только придает исполнителю благодатный импульс.
- Татьяна Анатольевна, какие мысли приходили в голову, когда вы выходили на старт рядом с именитыми спортсменами?
- Вы знаете, так сложилось, что в одной команде я выходила с самыми нашими выдающимися фигуристами – Олегом Протопоповым и Людмилой Пахомовой, это были первые спортсмены, которые выиграли Олимпийские игры для нашей страны. Совершено выдающиеся люди, с незабываемым стилем фигурного катания, фанатики своего дела, которые при необходимости катались по ночам. Преклонения не было, мы изучали их опыт, смотрели, как они это делают и так хотели сами. И так делали.
Также, как в свое время я смотрела за репетициями великого гения танца Игоря Александровича Моисеева, который трудился каждый день и своим трудом добивался, чтобы его танцоры танцевали как один человек, также, как трудился Святослав Теофилович Рихтер, который в обязательном порядке работал не меньше 4 часов в день, если из-за перелета или переезда у него это не получалось, он возвращал себе эти часы каждый день – занимаясь дополнительно по часу, по два. Так, отдавая себе свои собственные часы, люди не теряли ни минуты.
Такие великие люди встречались на моем жизненном пути, и я видела, как они работают всегда – когда летят в самолете, едут в поезде, тогда в руках у них партитура, сценарий, книга. Когда трудиться входит в привычку - это не отягощает жизнь, а только развивает тебя. Ты учишь что-то или читаешь о том, что может привнести в твою профессию что-то новое. Галина Борисовна Волчек, которая стоит у руля «Современника» вот уже 60 лет, работает 24 часа в сутки. И это уже даже не работа – это способ жить. И вот я бы вам всем пожелала, чтобы вот это действие, которое вы производите над собой, когда читаете, пишете, музицируете, выезжаете на пленэр, ставите опыты – оно происходило с вами всегда. Чтобы это не было для вас работой, чтобы это было вашим способом жизни, чтобы вы другой жизни не знали. Это большая радость, поверьте мне. Огромная радость так жить.