Как выявить жертву мошенников по жестам и походке? С помощью чего можно предотвратить хищение денег? Ответы на эти вопросы в Образовательном центре «Сириус» ищут школьники, участвующие в научно-технологической проектной программе «Большие вызовы». Наставниками ребят выступают Банк России и НПК «Атроник».
О подробностях проекта и будущих планах рассказал Григорий Гашников, руководитель Финтех Хаба Банка России.
– Григорий, Банк России не первый год выступает партнером программы «Большие вызовы». С каким проектом вы участвуете в этот раз?
– Наш исследовательский проект «Система идентификации по поведенческой биометрии для противодействия мошенническим действиям» направлен на объединение задач финансового рынка и защиты интересов граждан. Команда участников ищет варианты применения поведенческой биометрии – это технология, которая идентифицирует человека по различным особенностям его уникального поведения: мимике, жестам, походке. Цель проекта – проанализировать поведение посетителя в отделении банка или у банкомата, чтобы определить уровень стресса. В перспективе такая разработка может помочь уберечь людей от телефонных мошенников, которые путем уговоров и запугивания пытаются завладеть чужими средствами.
В проекте участвуют пять ребят, которые окончили этой весной 9-й или 10-й классы и представляют разные регионы нашей страны: Адыгею, Волгоградскую область, Северную Осетию — Аланию, Тюменскую область. Помимо основного предмета исследования, с первого дня совместной работы мы стараемся также обучить их командной работе и совместному планированию задач. Мы проводим ежедневные планерки, используем инструменты приоритизации и выстраивания последовательности выполнения задач. Члены нашей группы самостоятельно разделились по зонам ответственности – разработка пользовательских интерфейсов, нейросети, проведение анализа, создание бэкенда, интеграция компонента целевого решения и сборка базы данных.
Создаваемый школьниками прототип поведенческой биометрии – это информационно-технический комплекс, состоящий из нескольких камер, комбинации существующих библиотек нейронных сетей, open source ПО и большого объема кода. В совокупности решение анализирует манеры человека, позволяя составить полную карту его стандартных поведенческих характеристик и выявить ситуации с нетипичным поведением. Рабочий прототип сможет идентифицировать человека, который находится на расстоянии до двух метров от камеры. С этого момента система начинает анализировать: нейросеть выделяет лицо и жесты и отправляет результат на сервер. Из базы данных поступают сведения о типичном для данного клиента поведении. После этого норма сопоставляется с полученной от нейросети картинкой. В случае отклонений система может направить оповещение сотрудникам, отвечающим за клиентский сервис и информационную безопасность финансовой организации, чтобы они могли принять решение и отреагировать, так как уровень стресса может свидетельствовать, что на человека оказывается внешнее воздействие и ему может требоваться помощь.
Настолько комплексно такую задачу ранее не решали, и подобного применения в коммерческой и финансовой сфере еще не было. Пока это экспериментальные изыскания, которые в любом случае будут иметь результаты с дальнейшим использованием.
– Какие вызовы в целом стоят перед вашей отраслью и к решению каких проблем можно подключать школьников?
– Финансовый рынок – это экосистема, а все мы, как конечные потребители услуг, являемся ее неотъемлемой частью. Работа рыночных механизмов требует функционирования целого ряда различных финансовых организаций: банков, страховых компаний, пенсионных фондов, брокеров, бирж и многих других. В современном цифровом мире у всех этих компаний существует масса задач, связанных с оптимизацией текущей деятельности и применением принципиально новых технологических средств. Поэтому апробация инновационных решений, популяризация их использования и подготовка компетентных кадров – ключ к снижению себестоимости и существенному повышению итогового качества финансовых услуг для граждан РФ.
Участвуя второй год в программе «Большие вызовы», я не перестаю удивляться уровню понимания задач и подходу к их решению команд старшеклассников. Ребята мыслят креативно и нестандартно, задают порой вопросы, на которые, нам кажется, что у нас уже давно есть ответы, но часто выходит так, что мы не смотрели на устранение проблем раньше под таким углом. Поэтому являюсь активным сторонником того, чтобы школьникам задавать «взрослые» вопросы о развитии финансового рынка и финансовых технологий, учитывать их мнение в реализуемых проектах и платформах, так как они в целом и будут формировать в дальнейшем спрос на предлагаемые инновационные финансовые сервисы.
– Какие программы постсопровождения и стажировок существуют в Банке России? Смогут ли туда попасть участники «Больших вызовов»?
– В Банке России существует механизм прохождения практики и стажировки, остановлюсь на каждом из вариантов подробнее.
Практика – это взаимодействие на тот срок, который наставник и наставляемый считают необходимым. На практику могут быть приняты студенты начиная с первого курса обучения. Достаточно прислать запрос от вуза на прохождение практики в департамент кадровой политики Банка России. Практика не является полноценным трудоустройством, но помогает лучше понять, как функционирует Банк России, познакомиться с работающими в нем людьми и получить возможность взаимодействия с профильным экспертом.
Другая форма взаимодействия с молодежью – это стажировка в Банке России. Сюда можно попасть начиная с третьего курса обучения в вузе. Продолжительность стажировки регламентирована в шесть календарных месяцев. Это полноценное трудоустройство в один из департаментов или территориальных учреждений Банка России, то есть стажер получает заработную плату.
В данный момент у нас нет способа оформить официально сотрудничество со школьниками, но мы готовы поддерживать контакт с участниками «Больших вызовов» и после программы, развивать их идеи и проекты, предлагать различные варианты взаимодействия. К тому же в скором времени ребята станут студентами и смогут уже прийти к нам на практику или стажировку. У нас есть такие успешные примеры с Университетом «Сириус», которые выросли в трудоустройство или стажировку.
– Расскажите подробнее про сотрудничество Банка России с Университетом «Сириус».
– С весны 2021 года Банк России и Университет «Сириус» реализуют образовательную инициативу Финтех Хаб Банка России, задачей которой является создание программ повышения компетенций студентов в финансовых технологиях, инновациях в платежах и кибербезопасности. За это время было организовано 12 программ дополнительного обучения, выпускниками которых стали 238 студентов из 22 регионов России. Ряд созданных учебных курсов как дисциплины с сентября 2021 года включены в магистерскую программу «Финансовая математика и финансовые технологии» Университета «Сириус». Порядка 100 наших выпускников после прохождения программ Финтех Хаба начали строить карьеру в организациях финансового рынка, 26 человек прошли практику или стажировку в Банке России, а пять человек, окончивших свои вузы, стали штатными работниками нашей организации.
Мы гордимся сотрудничеством с Университетом «Сириус» и нашими совместными достижениями. В наших планах – расширение деятельности Финтех Хаба для различных магистратур Университета и в дальнейшем изучение возможности предложить что-то и для бакалавриата.
– В каких еще направлениях Банк России развивает сотрудничество с Образовательным центром «Сириус»?
– Партнерство с «Сириусом» уже дает плоды по популяризации деятельности Банка России и знаний о финансовых технологиях, что вносит лепту в развитие финансового рынка. Значимым этапом является отработка образовательных программ по передаче инновационных компетенций молодым специалистам, что уже происходит и в рамках «Больших вызовов», и в сотрудничестве с Университетом «Сириус».
Банк России является мегарегулятором – это означает, что наша организация отвечает не только за создание и контроль исполнения правил работы финансового рынка, но и постоянно изучает возможности привнесения в данную отрасль инноваций, формирование поддерживающей правовой среды для развития цифровых финансовых сервисов. Поэтому к проекту Финтех Хаба Банка России мы привлекли целый ряд профильных организаций – технологических и финансовых компаний, которые дают уникальную экспертизу.
Все это создает в рамках партнерства Банка России и «Сириуса» существенный потенциал для новых образовательных направлений и проектов в области апробации инновационных технологий. Мы очень признательны за всестороннюю поддержку коллегам из «Сириуса» и уверены в дальнейшем совместном успехе всех инициатив.
Научно-технологическая программа «Большие вызовы» проходит в Образовательном центре «Сириус» седьмой раз. Ее цель – включить талантливых детей в работу с технологиями под руководством наставников и научить их применять свой талант на практике в реальных проектах. Заявки на участие в этом году подали более 10 тысяч учащихся 7-10 классов, из них отбор прошли 393 человека. Школьники работают над проектами, которые предложили крупные компании – партнеры «Сириуса».
Подробную информацию о программе «Большие вызовы» смотрите на сайте bigchallenges.ru.