Российская сборная по астрономии и астрофизике провела установочные сборы на базе Образовательного центра «Сириус». В конце сентября школьники примут участие в первой Открытой международной астрономической олимпиаде, которая будет проходить в Мордовии. Руководитель сборной России, старший преподаватель кафедры небесной механики СПбГУ Борис Эскин рассказал о том, как проходит подготовка и как астрономия связана с другими науками и тем, что нас окружает.
– Борис Борисович, чем занимаются школьники во время установочных сборов?
– Установочные сборы в «Сириусе» мы провели впервые. В частности, здесь нам удалось выполнить необходимые для подготовки наблюдения. Это важный этап, который есть на всех международных олимпиадах. Раньше мы проводили сборы в Петербурге, но там свои климатические условия, не всегда благоприятные для этих задач. Честно говоря, и в «Сириусе» были некоторые проблемы с погодой, но в течение 10 дней нам удалось провести необходимую подготовку. Ребята писали квалификационные работы, решали задачи, а наблюдения проводились на базе лабораторного комплекса на открытой площадке Образовательного центра. У нас две команды. Это ребята из 10-х и 11-х классов, представляющие Москву, Московскую область и Мордовию. В составе одной команды участники, представляющие команду этого года, которая была сформирована по итогам Всероссийской олимпиады школьников по астрономии. Во второй – кандидаты в сборную следующего года. Они были отобраны по результатам летних сборов.
– Как проходят международные олимпиады по астрономии?
– Олимпиада состоит из трех туров. Первый – теоретический. Второй – анализ и обработка данных. Это практический тур, когда ребятам предлагаются задания, связанные с обработкой наблюдательного материала. Авторы олимпиадных задач часто берут статьи из научных журналов, немного их адаптируют и предлагают ребятам проделать ту же самую работу, но в упрощенном формате. Третий этап – наблюдательный. Он состоит из нескольких частей и включает работу с телескопами, которые предоставляют участникам. Иногда наблюдательный тур проходит на базе планетариев или с использованием специальных компьютерных программ. Школьникам предлагается найти на небе определенные объекты и навести на них телескоп. Работа выполняется под руководством инструктора, который проверяет выполнение задачи. Помимо нахождения объектов, школьники измеряют угловые расстояния, делают зарисовки объектов, например, колец Сатурна спутников Юпитера и любых других объектов.
– Интересна ли астрономия школьникам и какие ребята приходят в эту науку?
– Небо способно привлечь абсолютно всех, но не все сразу открывают эту науку. Был такой знаменитый астроном Эдвин Хаббл. Он внес важнейший вклад в понимание структуры космоса, и именно в его честь назван космический телескоп. Многие слышали о его вкладе в науку, но почти никто не знает, что до 28 лет он был юристом и никакого отношения к астрономии не имел. А еще был такой музыкант и композитор Уильям Гершель. Он жил в одно время с Моцартом, и говорят, что в то время ничем не уступал ему в популярности. Его музыку любили, а гастроли были расписаны на несколько лет вперед. А потом он оставил музыкальное творчество и занялся астрономией. За свою жизнь он сделал несколько грандиозных открытий, но изначально начинал свой путь совсем в другой сфере. А первый директор Пулковской обсерватории Георг Вильгельм Струве был по образованию филологом. При этом он стал первым человеком, который измерил расстояние до звезд. Как мы видим, в астрономию можно прийти практически из любой области знаний. К тому же астрономия во всем, что нас окружает.
– Могли бы привести примеры такой междисциплинарности?
– Астрономия – это школьный предмет, который органично объединяет в себе абсолютно все школьные дисциплины и в целом разные сферы жизни. Мы можем для примера взять любой предмет и в один ход выйдем на астрономию. Мы говорим про музыку и сразу вспоминаем, что есть знаменитая музыка небесных тел. К тому же в астрономии есть такое понятие, как резонансы. Но это и музыкальный термин, появившийся еще в античные времена. Если мы возьмем художественное искусство, мы сразу вспомним огромное количество картин, на которых изображено небо. Есть знаменитое высказывание Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Это уже философия. Кстати, это высказывание – негласный девиз астрономов всего мира. Названия дней недели в различных языках мира классифицируются либо по нумерации, либо по названиям планет. Астрономия – это биология, химия, физика, история, ведь астрономия очень лаконично связана с развитием всей цивилизации. Половина физики появилась из астрономии, а не наоборот. Именно астрономия отвечает на вопросы измерения времени и координат карт. Все календари – это продукт астрономической деятельности. Примеров очень много.
– Расскажите про олимпиаду, которая будет проходить в Мордовии
– В конце сентября в Саранске мы проведем первую Открытую международную астрономическую олимпиаду. Она появилась в результате отстранения российской сборной от участия в IOAA в этом году. Олимпиада будет проходить в дистанционном формате. В Мордовии есть Республиканский лицей для одаренных детей, который вносит большой вклад в развитие олимпиадного движения. Поэтому и опыт региона в работе с одаренными детьми будет очень полезен при организации международного астрономического турнира. Наша команда – одна из самых сильных в мире, очень авторитетна в астрономических олимпиадных кругах, поэтому мы надеемся, что представители дружественных стран нас поддержат.
В целом могу сказать, что на сегодняшний день в нашей стране эффективно ведется работа со школьниками в астрономических кружках, кванториумах. Также у нас лучшая в мире система работы с одаренными детьми. Такой колоссальной связанной системы я больше не видел нигде. И «Сириус» здесь выступает такой яркой моделью, как нужно выстраивать эту работу. А еще хотелось бы отметить, что у нас очень дружная команда. С любым коллективом перед крупными соревнованиями работают психологи, и многие специалисты отмечали, что сборная по астрономии – одна из самых дружных среди других команд. Взаимоотношения и здоровый климат в коллективе – тоже очень важный нюанс.
В тренерский штаб команды России по астрономии и астрофизике входят талантливые преподаватели, учителя и методисты, среди которых Эскин Борис Борисович, Веселова Ангелина Владимировна, Волобуева Мария Игоревна, Кузнецов Михаил Владимирович и Утешев Иван Александрович.