help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

На образовательных программах «Сириуса» школьники регулярно участвуют в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». В этот раз ее ведущим выступил игрок телевизионного клуба и обладатель награды «Хрустальная сова» Борис Белозеров. Среди игроков – школьники и педагоги «Сириуса», в вопросах – научно-популярные работы математика Якова Перельмана, особенности увертюр Жака Оффенбаха, факты о Древнем Риме и Нобелевской премии. Об актуальности интеллектуальной игры и ее привлекательности для учащихся рассказал сам знаток.

– Какие вопросы вы готовите для ребят, ведь они с разных направлений – математики, биологи, музыканты и хоккеисты?

– Я всегда стараюсь подбирать разнообразные пакеты вопросов. Разумеется, здесь есть и ученые, и спортсмены, и художники, поэтому я вставляю в каждую подборку вопросов что-то интересное про спорт, искусство и науку. Конечно, в «Что? Где? Когда?» чаще играют ребята с последнего направления. Они справляются по-разному, и каждый открывает для себя что-то интересное среди разнообразия вопросов. 

– Вы уже много раз проводили в «Сириусе» игру «Что? Где? Когда?». Почему? 

– В «Сириусе» очень вовлеченные дети, для которых и хочется организовывать все это. Ребята интересуются, и у них есть большой запрос не только на научную или спортивную деятельность, но и на то, чтобы играть в интеллектуальные игры. А «Что? Где? Когда?» – лучшая из интеллектуальных игр, которая есть. Поэтому я совершенно не удивлен, что школьники хотят в ней участвовать. Для меня это очень показательно: они приходят, несмотря на то, что не обязаны этого делать, играют и отвечают на вопросы.

– Как вы думаете, сможет ли кто-то из ребят «Сириуса» через несколько лет сыграть в Нескучном саду?
 
– Да, вполне сможет. Здесь я вижу знакомые лица, с которыми мы пересекались на других турнирах. Сегодня, например, встретил школьников, которых уже видел на Интеллектуальной олимпиаде Приволжского федерального округа – это крупное соревнование. У ребят есть все шансы, а мы готовим своеобразный резерв для тех, кто придет нас подпирать в телевизионный клуб. Такая вот молодая шпана, в хорошем смысле этого слова. 

– А что нужно сделать для того, чтобы попасть в телевизионный клуб?

– Я бы сказал, что есть две самые важные вещи для игрока: адаптивность и коммуникабельность. Нужно уметь очень быстро подстраиваться под меняющуюся обстановку, находить себя в незнакомой компании и быстро выстраивать связи внутри коллектива. Когда ты приходишь на отборочные игры, то встречаешься с людьми, которых можешь совсем не знать. Тебе нужно с ними сесть за один стол и сразу начать играть. Такая задача требует умения быстро налаживать социальные связи: не критиковать партнеров, а помогать им, не выпячивать эго, а играть на команду. Понятно, что все, кто приходит отбираться в «Что? Где? Когда?», – люди эрудированные и умные, но это не главная характеристика наших знатоков. 

– Многие ваши коллеги говорят, что еще один из важных критериев игры в ЧГК – хорошая память. 

– Это полезный навык, но даже создатель «Что? Где? Когда?» Владимир Ворошилов был не очень доволен термином «знаток». Игроки не должны знать, они должны придумывать и конструировать идеи. Память – это возможность воспользоваться срезанием углов, вспомнив что-то коротким путем. Эта линия полезна – в нашей игре нужно помнить многое, и знаток Александр Друзь регулярно шутит над теми, кто что-то не вспоминает. 

– Для чего школьникам участвовать в интеллектуальных играх?

– Интеллектуальные игры всегда учат командной работе в условиях ограниченного времени и нервного напряжения: это игра, в которой всем хочется победить, и у каждого есть определенная ставка на результат. В целом ЧГК дает очень важные soft skills для дальнейшего обучения в университетах и взрослой жизни: бизнеса, государственного управления, науки и всех тех отраслей, где сейчас нужны кадры. Поэтому интеллектуальные игры дают всестороннее развитие личности. Такая деятельность формирует 4К – четыре ключевые компетенции XXI века: критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию.

– В каких еще играх ребята, которые любят ЧГК, могут принять участие? 

– Как правило, эти игры идут параллельно: люди играют в «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и другие квизы, которые могут иметь отраслевую специфику. Например, их могут проводить различные организации: недавно я был в экспедиции «Ледокол знаний» ГК «Росатом» вместе со школьниками, и на ней информационный центр по атомной энергии Санкт-Петербурга проводил отдельный квиз про Арктику. Есть и интеллектуальная викторина «Лига Знаний» от общества «Знание». Все это популярно, но «Что? Где? Когда?», – безусловно, традиционная игра с большими требованиями и большими возможностями. 

– Вы уже долго являетесь капитаном команды клуба. Что вы можете посоветовать ребятам, которые хотят собрать команду мечты и привести ее к победе?

– Это очень большая работа. Капитан – человек, который должен в наибольшей степени обладать уже названными мною качествами: адаптивностью и коммуникабельностью. Нужно все время меняться, быть готовыми находить новые комбинации и сочетания в игре, держать контакт с членами своей команды. Это довольно сложная работа, которая становится залогом успеха. Я далеко не всегда с ней справляюсь, даже стараясь: в какие-то моменты меня поглощает игра, и я начинаю быть небрежным. От того, как капитан держит контакт с игроками во время игры, зависит половина ее результата.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!