Автор комиксов Ольга Лаврентьева рассказала о том, как создать успешную и интересную историю в картинках со сценария до книжной полки.
Школьники Образовательного центра «Сириус» в рамках программы по литературному творчеству посетили мастерские текстов новой природы. Одна из них была посвящена созданию комиксов. Ольга Лаврентьева – автор комиксов, издающихся в России и за рубежом, и преподаватель мастерской «Комикс: от идеи до воплощения», рассказала о том, как создать интересную историю с помощью рисунка.
– С чего начинается комикс?
– Комикс всегда начинается с идеи, литературной основы, сюжета. Он создается на этапе написания сценария и перевода этого сценария в раскадровку. На этом, я считаю, комикс готов, потому что нарисовать его – уже дело техники. Хотя рисование – это важная и, наверное, самая долгая часть работы, делать это проще. Когда рисуешь, уже не нужно напрягать мысль, можно сосредоточиться на самом рисунке. А вот выстраивать историю – это самое сложное: как в строительстве дома сделать прочный фундамент, чтобы весь дом не перекосило.
– А вы когда-нибудь начинали рисовать комикс, не зная, чем он закончится?
– Поначалу у меня такое бывало из-за неопытности. Я это отношу к своим ошибкам и всем говорю: «Так не делать! Это приведет к тому, что комикс не закончите». Начинающие авторы классно рисуют, создают интересных персонажей, а потом читатели пишут в соцсетях комментарии: «Хотим узнать, что было дальше» или «Ждем продолжения». А продолжения нет, потому что рисовать и придумывать одновременно практически невозможно. На это не хватает ни оперативной памяти, ни физических сил. Если рисовать профессионально и много, то есть по восемь часов в день, то одновременно конструировать сюжет практически не получится. Единственный выход – разделить процессы и сначала полностью все придумать.
У меня был момент, когда я работала над большой книгой и где-то в середине забыла свой сюжет. Я просто не понимала, что рисую и зачем. У меня был постраничный сценарий, в котором были прописаны страницы и то, что на них должно быть нарисовано. Если бы этого сценария не было, я бы заблудилась и бросила проект на середине. Поэтому нужно понимать, что создание комиксов – сложный процесс и необходимо правильно строить свою работу.
– Получается, комикс – это больше литература, чем живопись?
– Комикс – это комикс. Он между графикой, литературой и драматургией, потому что это еще и работа сценариста с режиссером. Нельзя сказать, что комикс к чему-то ближе, потому что он может быть разным: в некоторых больше текста, в других – графики. Например, есть комиксы, где текст занимает вообще несколько страниц, а есть даже без слов. Их к литературе никак не отнести, но при этом в них есть повествование.
– Чем комиксы отличаются от остальных литературных жанров? Какая в них особенность?
– Некоторые исследователи выделяют графическую поэзию – это комиксы, которые построены на визуальных метафорах и рифмах. Но в основном в комиксах есть те же жанры, что и в литературе. Может быть и драма, и комедия, и фэнтези, и детектив, и триллер. Нет какого-то специфического жанра – всегда можно провести параллели. Если говорить об объеме, то тоже нет разницы: комикс может быть рассказом, повестью, романом.
– А может быть комиксы ближе к кино, если по ним часто снимают фильмы?
– Комикс сложнее, чем кино, потому что у него гораздо более сложная композиция и раскадровка. Во-первых, комикс не привязан к определенному хронометражу: сценарист должен уложить историю и сюжетные линии в промежуток фильма или серии сериала. А комикс может быть более насыщен событиями: на одной странице можно уместить сразу несколько действий. Во-вторых, в комиксе можно одно действие показать с нескольких ракурсов одновременно, а в кино это технически невозможно. В-третьих, в комиксе можно показывать фантастические, нереальные ракурсы, искажать перспективу, делать то, что невозможно сделать камерой.
– Дайте совет начинающему автору комиксов.
– Всегда начинайте с маленьких комиксов. Обычно создавать комикс начинают люди, которых «мучают» идеи, у которых в голове миры, персонажи, переплетения сюжетные линии. Они полны идей и энтузиазма, поэтому хотят делать что-то масштабное. Но без опыта это практически нереализуемо. Нет таких авторов, кто с места в карьер выпустил пятитомную сагу.
Надо взять разбег, немного снизить свою планку и для начала сделать комикс из трех страниц, потом из пяти, десяти, пятидесяти. Чем больше опыта, тем проще это делать. Рисуйте эскизы к своей глобальной саге, записывайте идеи, но параллельно делайте маленькие вещи.
А основные лайфхаки – это упорный труд, он всегда работает, и четкое разделение работы на этапы.
– Ребята в вашей мастерской работают над комиксами по схеме «отдельно сценарий, отдельно рисование»?
– Да, они работают по этому правилу, чтобы в дальнейшем не было ошибок. Нужно работать над всей историей одновременно: сначала весь сценарий от первой до последней строчки, потом раскадровка, леттеринг и графика. Если у нас маленькие истории на две страницы, то раскадровка тоже обязательно на двух страницах. Остальные этапы не видны читателю: он видит только рисунок и по нему судит об истории.
– И вначале контур, а уже потом цвет или можно наоборот?
– Обычно вначале автор делает контур – это гарантированный способ успеть проработать все страницы на одном уровне. Если есть хотя бы контур персонажа, то комикс уже можно читать.
Самое неправильное, что можно сделать, – это сосредоточиться на одном кадре. Его можно долго вырисовывать, раскрашивать, но при этом остальное оставить пустым. С таким подходом существует риск никогда не уложиться в срок, поэтому лучше работать над всем пространством комикса одновременно.
– Был ли у вас опыт создания комикса совместно с другим художником или в большой команде?
– Да. Так я рисовала по чужим сценариям, и это обычное дело. Многие работают над созданием комиксов в команде, потому что сложно все тянуть на себе. Есть разделение обязанностей, и так проще работать.
– Какие художественные проекты более успешны?
– Успешность зависит от самого проекта. Легче наладить стабильное производство в команде, потому что авторский комикс, где один человек и сценарист, и художник, и дизайнер, и издатель – это единичные вещи. Такой проект может получиться один в несколько лет.
Чтобы наладить регулярный выход глав, нужна команда: то есть сценарист делает свою работу, а художник, колорист, дизайнер – свою. Легче и удобнее, когда люди друг друга страхуют.
– Вы говорили, что в комиксах есть все литературные жанры. А какой из них наиболее востребован в России сегодня?
– В России сейчас больше всего популярна манга. Если говорить про направления, то манги бывают разные: фантастика, романтика, приключения. Они лидируют среди продаж. При этом японские комиксы по продажам значительно опережают американские, европейские, русские. И даже по тому, как ребята рисуют, влияние манги очень заметно.
– Может ли комикс быть финансово успешным и приносить доход?
– Да, комикс может быть финансово успешным и быть работой за деньги по заказу. Как правило, комикс начинает приносить деньги, когда его либо издают большими тиражами, либо за границей, либо экранизируют.
У меня опыта с экранизацией не было, но по комиксу у меня покупали права на спектакль. А моя самая успешная книжка «Сурвило» вышла в нескольких европейских странах. От каждой страны идут какие-то отчисления, и получается уже вполне хорошая сумма.
Самое сложное – это личный проект, который никому не нужен, кроме тебя. Пока ты его делаешь, ты не получаешь деньги. Но если его создать, он может начать приносить доход и в течение нескольких лет.
– О чем вам хотелось бы прочесть или написать комикс именно сейчас?
– Мне очень интересна тема краеведения. Мне бы хотелось почитать комиксы о разных регионах России, об их истории. Я недавно съездила в первый раз в Калининград на фестиваль «Калининград читающий». У этого места невероятно интересная история. Было бы здорово рассказать и нарисовать руины, подземелья, лабиринты, бункеры с толстыми стенами и многое другое, что уже найдено или, наоборот, спрятано. Вот об этом я бы с удовольствием прочитала историю.