help@sochisirius.ru ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Всеволод Владимирович Кукушкин – одна из знаковых фигур в мире хоккея. Спортивный журналист, хоккейный функционер, в 2000 году он стал первым россиянином, награжденным премией имени Поля Луака, которую вручает IIHF (Международная федерация хоккея на льду) за выдающийся вклад в развитие международного хоккея. В декабре Всеволод Кукушкин стал членом Зала славы отечественного хоккея в категории «За развитие и популяризацию хоккея».

Из-под пера Всеволода Владимировича вышло немало произведений об отечественном и международном хоккее, о главных турнирах на льду, великих победах наших спортсменов. На встрече с участниками программ Образовательного центра «Сириус» он презентовал некоторые свои книги, а также рассказал о профессии спортивного журналиста и дал ребятам несколько советов.

– Всеволод Владимирович, расскажите, какие книги вы привезли в «Сириус»?

– Это четыре книги: «ЦСКА. Олимпийские чемпионы», «Хоккей 2008–2018. Путь к вершине», «Судьба капитана» и «Михайлов – Петров – Харламов». Хочется, чтобы юные хоккеисты прочитали и поняли, как происходит становление спортсмена, человека. В «Сириус» приехали более двух сотен ребят. Не все они станут великими хоккеистами, только единицы. Но если эти единицы прочтут и поймут, как строить свою жизнь, то дело пойдет.

– Насколько сегодня молодым спортсменам важно знать и чтить историю хоккея?

– Если они хотят чего-то добиться, надо знать. Нужно много читать, тогда осознаешь, как правильно работать, будешь критически относиться ко многим вещам. А если ты не хочешь ничего добиться, хочешь просто – вышел, пробежал 25 метров, пять секунд пауза, потом еще 15 пробежал – тогда можно не усердствовать, так и останешься на одном месте.

– Как вы пришли в профессию спортивного журналиста? Вы же в детстве занимались хоккеем и бадминтоном…

– В детстве я чем только не занимался: и хоккей с мячом был, и бадминтон, даже в судомодельный кружок ходил. Ближе к десятому классу родители на меня насели с выбором будущей профессии. Отец решил практично. Сказал: «Ты гуманитарий, но еще неизвестно, получится ли из тебя хороший журналист. А плохой журналист – это несчастье для семьи. Думаешь, что все можешь, а на самом деле не своим делом занимаешься». Поэтому я пошел в Московский энергетический институт. Считаю, что это одно из лучших технических образований, которое можно получить. Я очень горжусь, потому что меня учили сильные специалисты. Они дали мне хорошую базу и научили ко многим вещам подходить с инженерной точки зрения, правильно расставлять приоритеты, четко видеть задачу и конечную цель. В институте я пошел в любительскую киностудию, стал там писать сценарии, также писал в многотиражку. Институт был большой, писать было интересно.

– И как дальше развивалась ваша карьера?

– В те годы готовили инженеров-переводчиков. Нужно было освоить английский язык и ездить на всякие международные стройки. Поэтому мы занимались иностранным пять раз в неделю по шесть часов. Как раз в это время начался чемпионат СССР по бадминтону, я набрался смелости и пришел в спортивный отдел газеты «Комсомольская правда». Написал три заметки, после этого мы с редакцией обсудили, для какой рубрики я могу писать. В итоге вышло так: вместо того чтобы строить электростанцию где-нибудь в Индии, я оказался стажером в газете. Дошло до того, что меня перевели в литрабы, так называемые литературные работники. Постепенно набивал руку в газете, английский язык у меня был на хорошем уровне, и вскоре меня порекомендовали как журналиста-переводчика в спорткомитет. И я стал ездить по стране со спортсменами на разные соревнования.

– Как молодому специалисту, который думает попробовать себя в спортивной журналистике, понять – стоит туда идти или нет? На что опираться?

– Оканчивает школу, берет бумагу и начинает писать. О чем? Если тебе хочется написать о том, как варят кофе в баре – попробуй, напиши. Напишешь интересно, тогда с тобой будут и дальше дело иметь. Если ты не можешь этого, тогда извини, это не для тебя занятие. Это с одной стороны. С другой стороны, попробуй набраться какого-то жизненного опыта и потом пиши. К примеру, ты просто футбольный болельщик. Чтобы начать писать, надо разбираться в своей сфере. Возьми учебник по футболу, изучи теорию игры, психологию спортсмена. Надо все пробовать. Не попробуешь – не узнаешь.

– Как начинающему журналисту подготовиться к встрече с известным человеком?

– К каждому интервью нужно готовиться. Изучить историю вопроса, с кем ты разговариваешь, что это за человек. А дальше спокойно общаться с ним на равных. И слушать, это очень важно. Человеку даны два уха и один язык, то есть надо говорить в два раза меньше, чем слышать. Ни в коем случае журналист не должен перебивать собеседника. К человеку всегда надо относиться с уважением. Ваши мысли не так интересны, как мысли собеседника, иначе бы интервью брали у вас. Если что-то неясно, не стесняйтесь спрашивать, задавайте наводящие вопросы. Только не спрашивайте, какое расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга – это можно и в справочнике посмотреть. Лучше «Предпочитаете ли вы в поезде книжку читать, или кофе пить» – вот на этот вопрос вам ответят, и это будет интересно. Ищите такие детальки, которые будут играть в тексте, украшать его.

– Как молодому специалисту зарекомендовать себя в редакции?

– Держись скромно, пиши много. Если напишешь хорошо, то место твоей заметке на полосе. Если нет – не обижайся, могут отправить материал в корзину. Есть только один способ научиться писать – практика, практика и еще раз практика. Поэтому набивай руку и все время смотри по сторонам, ищи что-то необычное. К примеру, пришел на соревнования, сел в ложу прессы, все смотрят направо, а ты попробуй посмотреть налево. То, что справа, видят все, а слева ты увидишь что-то свое. Тогда твоя заметка будет отличаться от других.

– Журналисты часто сталкиваются с критикой. Стоит ли обращать на нее внимание и как завоевать уважение читателей?

– Бывает, что сгибаешься под критикой, неприятно. У меня был такой опыт. Как-то я в газете написал одну фразу про футбол: «И ростовчане пока на третьем месте». Мы получили множество гневных писем от ростовчан: как это – «пока» на третьем месте! Меня чуть ли не на редколлегию вызвали. И тут кто-то сказал: зато наша редакция получила сотни писем, это для нашей отчетности хорошо. Но после этого я понял, что надо быть предельно осторожным со словами и в своих оценках. Когда тебя критикуют, нужно прислушаться и воспринять. Если ты написал неточно, подумай о том, как исправить свою оплошность. Ошибки надо признавать и исправлять. Если ты написал правду, а тебе возразили, надо привести доводы и аргументы в свою пользу, на чем ты основывал свое мнение.

– Что бы вы еще порекомендовали молодым спортсменам и спортивным журналистам? Несколько советов и наставлений на будущее.

– Первое – уважай собеседника. Второе – пиши честно. Третье – подумай, зачем ты пишешь. Если ты пишешь, чтобы просто себя выразить – это одно дело. Для того чтобы расширить кругозор читателей – это уже другое дело. И никогда не отчаивайся, если из пяти твоих заметок только одна будет признана достойной, а остальные попадут в корзину. Как говорится, одно слово со вторым легко связать, а вот второе с третьим – это уже искусство.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!