Образовательный центр «Сириус» впервые за год проводит необычные мастер-классы в рамках программы «Хореография: классический танец (балет)» – занятия по народно-сценическому танцу. Вместе с педагогами Московской государственной академии хореографии будущие артисты балета изучают специфику академического народного танца и его особенности. Зачем учиться танцевать русский-народный танец и как он поможет выступить в Большом театре, рассказал эксперт «Сириуса», преподаватель Московской государственной академии хореографии Александр Пшеницын.
Народная классика
Краковяк, тарантелла, мазурка, чардаш – все это народные танцы разных стран мира, которые можно увидеть во многих балетных постановках. Великие хореографы не могли обойти стороной этнические мотивы, рассказывая в спектаклях истории из разных стран. Поэтому, например, в балете «Коппелия» зрители видят объединение классического и народно-сценического танца.
Новая дисциплина появилась в русской балетной школе после революции 1917 года. До этого единой системы с общими нормами танца не было, но в 20-е годы XX века сформировалась единая школа подготовки артистов балета. В ней важное место занял и народно-сценический танец – художественный синтез элементов народной хореографии на основе классического танца. В рамках этого направления создаются сценические формы, ориентированные на яркое воспроизведение народного стиля, глубокое раскрытие в танце национального образа и характера вместе с техническими и актерскими достижениями балетной школы.
«Ни один классический балет не обходится без народно-сценического танца. Он был актуален на протяжении XIX и XX веков и остается таковым сегодня. Этот танец пришел в искусство с деревенских свадеб и сельских праздников. Народный танец реконструировали и внесли в рамки классического балета. Конечно, в учебных заведениях его сделали более академичным и немного упростили, чтобы такое сложное направление стало понятным для детей», – рассказал Александр Пшеницын.
Народно-сценические танцы воспитанники балетных учебных заведений изучают с 14 лет. По слова педагога, познание танцевальной культуры разных стран помогает развить в танцовщиках координацию и артистизм. Благодаря народно-сценическому танцу будущий артист балета может раскрыть свой потенциал вне строгих академических рамок.
Лучший из лучших
Народно-сценический танец – направление, характерное именно для русской балетной школы, – в других странах преподавать его не принято. Возможно, по этой причине концерты таких выдающихся русских коллективов, как балет Игоря Моисеева и балет «Березка», очень востребованы у иностранных зрителей. Их привлекает неординарное объединение классического и народного танцев.
«Народно-сценический танец я преподаю и иностранным студентам. У меня много иностранных классов. Приезжают японцы и китайцы, для которых русский или польский танец – это как полететь на Луну, но им нравится наш фольклор, и они хотят его перенять», – говорит Александр Пшеницын.
На занятиях ученики проходят и польский краковяк, и итальянскую тарантеллу, но особое место в программе занимает русский народный танец. Он остается наиболее объемным и многогранным в дисциплине «народно-сценический танец». Так, например, исследователи до сих пор не могут точно определить классификацию русского-народного танца, хотя многие разделяют танцы по жанровому принципу, выделяя хороводы, пляски и более поздние парные танцы – кадрили, польки и многое другое.
Русский народный танец важен: он помогает раскрыть в еще большей мере талант и потенциал танцовщика. За счет экспрессивности и высокой технической сложности даже обычный хоровод может стать для будущего артиста балета настоящим испытанием. Зато знание народно-сценического танца показывает юного танцовщика как хорошего актера.
«В западном балете все очень скованно, зажато и сухо, танцовщики выполняют элементы и ничего более. Так было раньше и остается сейчас. Русский балет – это танец душой и чувствами, что отражается и в русском народном танце. Чтобы хорошо исполнить танец, артист балета должен пропустить историю или чувства, о которой он рассказывает, через себя. В этом особенность подхода к танцевальному мастерству в России и ключ к развитию для профессионального танцовщика», – объяснил преподаватель.
Тяжело в учении, легко на сцене
Мнение, что водить хоровод – просто, а для исполнения мазурки хватит знания двух приставных шагов, – стереотип. Народно-сценический танец требует долгого и длительного процесса обучения. Как и в классическом танце, у народно-сценического есть свой экзерсис – базовые движения, вариации которых служат основой для большинства постановок. Чтобы добиться грамотного и правильного исполнения основных движений и элементов, порой уходит целый год, а иногда и несколько лет.
В балетном училище на изучение народно-сценического танца уходит пять лет – в «Сириусе» у танцовщиков всего 24 дня. По словам педагогов, за такой короткий срок освоить огромную программу нереально, но можно познакомиться с основой, понять азы направления. Поэтому на мастер-классах преподаватели разучивают с учениками наиболее важные движения, передают им свой опыт и знания. Ну и, конечно, ставят хотя бы один танец.
«Классика – это позиции, хочешь ты или не хочешь, но твои руки и ноги должны попасть в четкое место в четкую позицию, чтобы правильно выполнить элемент. В классическом танце есть определенные каноны, а бывает, что элементы выполняются на пределе физических возможностей танцовщика. В народно-сценическом все проще. Нужно понимать технику, но танцевать с душой, с задором. Все движения более естественные и органичные, они ближе танцовщику», – поделился Александр Пшеницын.
Несмотря на академичность, народно-сценический танец – это раскрепощение исполнителя, умение танцовщика перевоплощаться, что так важно для будущего артиста балета. Включение этих мастер-классов в программу «Сириуса» не дает участникам новую профессию, но помогает раскрыть актерский потенциал и расширить танцевальный кругозор. Преподаватели уверены, что изучение культурных традиций как России, так и других стран, поможет новому поколению сохранить традиции и передать их уже своим ученикам.
Программа «Хореография: классический танец» проходит в Образовательном центре несколько раз в год. Ежегодно на нее приезжают более 600 юных танцовщиков, которые учатся в профессиональных балетных учреждениях разных регионов России. Во время программы в «Сириусе» они посещают мастер-классы от ведущих педагогов-хореографов. В финале интенсива будущие артисты балета выступают на отчетном концерте.