Самое сложное для молодого художника – изобразить человека. Формы и пропорции лица и тела должны быть выверены с точностью, ведь любое искажение геометрии будет заметно и модели, и зрителю. В Образовательном центре «Сириус» изображать человека учат на примере гипсовой головы скульптуры «Давид» – одной из самых узнаваемых статуй в мире. Почему именно этот образ стал эталоном для подготовки художников и почему нельзя сразу писать с модели, рассказывают педагоги «Сириуса».
Проверенная временем методика
Перенести изображение человека из реального мира на лист бумаги – задача сложная. Учитывая все анатомические особенности человека, художник должен детально отразить эмоциональное и физическое состояние человека, а модели в это время необходимо не двигаясь провести несколько часов кряду. По этим причинам во время учебного процесса принято заменять живых моделей на гипсовые головы или целые скульптуры.
«Гипсовые модели приближены к натуре, иногда подробно, а иногда преувеличенно они передают анатомические особенности, которые позволяют лучше понять устройство человека. По этой причине мы начинаем рисовать с частей лица, досконально их изучив, переходим к изображению головы в целом, а затем, вооружившись знаниями, работаем с живой моделью. В идеале пока художник идеально не выполнит рисунок гипсовой головы, к живой модели его не допускают», – признался преподаватель Академии художеств имени Ильи Репина Николай Шаталов.
Как отмечают эксперты, гипсовая модель может быть хорошим дополнением к изучению художником анатомии. В изобразительном искусстве важно знать строение мышц и костей, их внутреннюю работу, а также внешнее проявление работы. Как и сейчас, древние художники и скульпторы значительное внимание уделяли этому моменту.
По традиции гипсовая голова создается со слепка античных скульптур. В произведениях великих мастеров найдены и обобщены идеальные формы, с которыми художнику легче работать, можно брать уже готовую характеристику натуры. Художники даже разделяют гипсовые модели по полезности. Например, для освоения основных форм рекомендуют тренироваться на произведениях «Дорифор» и «Гера», для передачи сложных форм и светотени – на «Зевсе», «Геркулесе» и «Гомере», для передачи деталей подойдут головы скульптур «Аполлон» и «Гермес», а для перехода от гипсовых моделей к живым – портреты Люция Вера и Сенеки. При этом эксперты отмечают, что рисунок любой скульптуры помогает научиться работать над передачей формы, объема, светотени и деталей.
Более универсальной и интересной для рисования художники признают скульптуру Микеланджело «Давид», голова которой «воспитала» на своем примере множество художников. Гипсовая версия знаменитого произведения полезна не только для изучения анатомии целой головы, но и ее отдельных частей – глаз, носа, губ и ушей.
Флорентийский символ
История известной всем художникам головы «Давида» началась с мраморной скульптуры размером в пять метров. Статуя библейского героя должна была стать украшением соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. По традиции художники изображали молодого мальчика после победы над врагом с отрубленной головой великана Голиафа. Художественный заказ кочевал из рук в руки от одного мастера к другому, пока не достался молодому, 25-летнему скульптору Микеланджело.
Молодой художник отнесся к работе революционно: вместо устоявшегося образа он создал юношу, сосредоточенного на предстоящей схватке с соперником. При этом классическая библейская статуя Давида отражала не идеальную одухотворенность, а героизм, гордость и свободолюбие человека эпохи Возрождения. Несмотря на знание пластической анатомии, Микеланджело намеренно увеличил детали фигуры – голову, правую руку, левую ногу, таким образом разрушая признанные правила античного идеала.
«В древности греки любили эстетизировать образ, и, как мы видим во многих скульптурах, сильно уходили в идеализацию. А Микеланджело, наоборот, сделал шаг к реализму, чем и вошел в историю. В своих скульптурах, в том числе и в “Давиде”, он пытался показать анатомические особенности несовершенств человека», – объяснил преподаватель по рисунку Академии художеств имени Ильи Репина Владимир Видяйкин.
Скульптура была установлена в Палаццо Веккьо через три года после начала работы. По преданию, художник работал над статуей ежедневно и закончил произведение только на площади, куда для открытия уже перенесли камень. Хотя современники Микеланджело не могли сойтись в оценке произведения, несовершенство скульптуры и ее эмоциональность сделали «Давида» одной из наиболее популярных и узнаваемых скульптур нашего времени.
Художественная ценность гипса
Благодаря обобщению анатомических подробностей и четким деталям рисование головы «Давида» помогает юному художнику разобраться в нюансах работы, а особенно – в ее этапности. Нельзя просто взять и нарисовать гениальное ухо или глаз древнегреческой скульптуры. Для достижения достоверности нужно соблюдать последовательность действий.
«Мы работаем поэтапно. Сначала создаем хороший набросок: выстраиваем композицию, работаем с тональным отношением, выделяем главное и учитываем второстепенные детали, соблюдаем пропорции и формы, а затем уточняем все. Уже с качественного наброска мы переходим на основную работу, где проходим все те же самые этапы: построение, компоновка и так далее. Должен быть понятен процесс, шаг за шагом», – рассказал Владимир Видяйкин.
Эксперты отмечают, что практика рисования головы «Давида» приучает обращать внимание на детальность изображения, тренирует зоркость глаза, обращает внимание художника на четкий процесс работы. Во время рисования гипса автору легче взять тональные отношения, проще произвести отбор важных деталей, сделать построение. Все уже было сделано скульптором.
В «Сириусе» программа «Основы академической художественной школы: скульптура и рисунок» также соблюдает свою этапность. В конце курса занятий юные художники сдают несколько работ, в числе которых рисунки части лица «Давида», античной гипсовой головы и живой натуры. Такой формат работы помогает участникам изучить основы создания рисунка в разных ситуациях и прокачать собственные навыки.