Каждый месяц в Образовательном центре «Сириус» проходят программы по музыкально-исполнительскому искусству. Помимо мастер-классов от ведущих педагогов России, школьники также посещают занятия по композиции и создают свои собственные произведения. Почему это важно, и как написание композиций помогает музыкантам найти себя, рассказала преподаватель Московской государственной консерватории имени Петра Чайковского, композитор Татьяна Шатковская.
Музыка для каждого
Еще несколько веков назад никто не сомневался, что такие великие музыканты, как
Вольфганг Амадей Моцарт или Ференц Лист, не только талантливые исполнители, но и великие композиторы. Музицирование воспринималось как времяпрепровождение или обмен положительными эмоциями, общение. Было очевидно, что любой человек, умеющий музицировать, может импровизировать и сочинять музыку.
«Мы же не удивляемся, что люди пишут сочинения по литературе. При этом не все из них Пушкины и Лермонтовы. Они сочиняют на своем уровне. Почему тогда мы удивляемся созданию музыкальных произведений, как феномену? Раньше это понимали все, но культурные традиции изменились», – рассказывает педагог.
Эксперты сходятся во мнении: любому музыканту необходимо заниматься композицией и импровизацией - направлением музыковедения, которое отвечает за предметное воплощение музыки в виде стихийно созданного или завершенного произведения. Благодаря композиции и импровизации исполнители начинают лучше понимать и чувствовать произведения, которые они играют.
«Музыканты должны свободно владеть игрой на музыкальном инструменте и импровизацией, так как это прежде всего раскрепощение и свобода. Мы знаем прекрасных пианистов – Денис Мацуев, Николай Луганский, Евгений Кисин, Екатерина Мечетина Е.В., которые не только великолепно играют, но и виртуозно импровизируют. Каждый из них может молниеносно сориентироваться в любой момент исполнения музыкального произведения. Когда музыкант сдержан нотами и текстом, он слишком сильно ограничен», – объясняет Татьяна Шатковская.
По ее словам, юные музыканты с особым трепетом относятся больше к своим собственным произведениям, чем к исполняемым композициям известных авторов. В их игре нет страха исполнить что-то не так, ошибиться, потому что нет определенных традиций, правил. Зато есть другие препятствия, с которыми сталкивается любой композитор.
Психологическая помощь
«Музыкантам сложнее всего выступить со своими произведениями. С одной стороны – это свобода, ведь их музыку многие слышат впервые, но с другой стороны возникает опасность быть непонятым – во время игры происходит раскрытие души автора перед слушателями. Когда юные музыканты играют свои сочинения, складывается ощущение, что тебя сканируют, на тебя смотрят под лупой. Каждому важно быть услышанным и понятым, чтобы его пьесу не столько оценили, а сколько проявили к ней внимание», – отмечает педагог.
По этой причине преподаватель по композиции выступает для учеников не только как наставник, но и как психолог, который помогает справляться с волнующими проблемами и сильными эмоциями. Как отмечает Татьяна Шатковская, композиция требует от авторов обращение к себе, своим эмоциям, а в силу возраста школьникам бывает сложно справится с этой задачей. Преподаватель пытается поддержать, дать совет, направить на правильный путь. Педагог, как мудрый психолог, должен видеть кто и каким именно образом подходит к сочинению музыки.
Преодолевая стеснение и неуверенность в себе, многие юные музыканты с удовольствием берутся за написание своих произведений и готовы презентовать их слушателю. Работая в ансамбле, трио или дуете школьники учатся общаться, творить в команде, договариваться и узнавать как себя, так и окружающих их людей. Есть и те, кому это дается тяжелее.
«Я вижу, когда человек стесняется показывать свою музыку: он чуть не плачет, ему неловко раскрыться перед товарищами. В таких случаях, я стараюсь наладить контакт с ребенком и показать ему его талант, раскрыть даже в самом небольшом эскизе произведения его главную мысль. Если какая-то неловкая ситуация происходит на уроке, то я прошу остальных учеников выйти из кабинета и пытаюсь поговорить с человеком, расположить, а потом уже в комфортной обстановке стараюсь помочь раскрыть его чувства в музыке. Мы слушаем что он написал и вместе отмечаем что-то прекрасное в самой идее, в музыкальной форме сочинения. Когда ребенок видит, что его произведение принимают, то ему сразу становится легче. Дети очень восприимчивы, для них - большая радость быть услышанным и принятым публикой», – делится Татьяна Шатковская.
Большинство музыкальных произведений юных композиторов отражают их скрытые, непроявленные переживания, и не всегда они направлены на созидание и несут позитивный посыл. Как отмечают эксперты, иногда юные музыканты приносят психологически сложные и тяжелые композиции, в которых нет даже надежды на светлый финал.
«В таких случаях я стараюсь не давить, не менять идею композиции. Часто мне думается, , что написание именно этой музыки поможет ребенку справится с особыми переживаниями и болью внутри. Музыка, как терапия, может помочь пережить какие-то сложные ситуации: выразить агрессию, страх, боль. Когда человек в таком мятежном состоянии творит, то он выговаривается, старается принять это в себе и преодолеть», - рассказал педагог.
Во всем важен порядок
Эмоциональный подход к созданию композиции не означает, что нужно ждать явления музы. Эксперты уверены, что музыку нужно писать как при возникновении особого вдохновения, так и в моменты музыкальных тренировок.
«Как говорил Петр Чайковский: “Вдохновение редкая гостья, которая не любит посещать ленивых”. Стихийное творчество прекрасно и, если человек пишет эмоциональную, чувственную музыку, это хорошо. Но у людей могут быть и кризисы, и в эти моменты нельзя отказываться от работы или перестать играть, сочинять . Нужно полагаться не только на свой талант, но и на навыки, знания и владение музыкальным языком, как своим родным», - уверяет Татьяна Шатковская.
Композитор рекомендует регулярно тренироваться и писать музыку, то есть - набивать руку. Сделать это можно, если писать каноны, музыкальные диктанты, расшифровывать собственную музыкальную импровизацию. Хотя многим музыкантам такая рутинная, графоманская работа может показаться скучной, Татьяна Шатковская уверена в ее полезности.
Во время создания произведения важно соблюдать правильный порядок действий. Сначала придумывается идея композиции, идет поиск вариантов развития , затем создается музыкальная и художественная форма и в конце делается «шлифовка» материала.
«Это похоже на процесс создания художником скульптуры, когда автор отсекает от камня лишнее. Мы, музыканты, на этом этапе можем как отсечь лишнее, так и, наоборот, добавить что-то ранее неизведанное. Но для этого нужно слышать готовую форму целиком , чтобы оценить произведение со стороны. Иногда, даже маленькая деталь решает целое», - рассказал педагог.