help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Каждый месяц в Образовательном центре «Сириус» проходит программа по музыкально-исполнительскому искусству. Школьники со всей России посещают мастер-классы от ведущих педагогов по специальности, сольфеджио и истории музыки. Особенностью программы считаются занятия по композиции, после которых на концерте музыканты исполняют свои собственные произведения. Эксперты «Сириуса» поделились простыми советами, с чего начать писать свою музыку. 

Выбираем тему

Многое зависит от того, чему посвящена музыка, поэтому нужно определить главную тему произведения. Благодаря этому вы сможете поймать нужное настроение и сформировать правильный эмоциональный посыл. Вряд ли вы начнете писать композицию о смерти на мажорный лад или о победе – на минорный. 

Для первых попыток эксперты рекомендуют взять тему, которая вам хорошо знакома и вызывает понятные и четкие эмоции. Так, во время работы вы сможете опираться на собственные чувства и в поисках вдохновения обращаться к своему опыту. 

Изучаем опыт великих композиторов

Моцарт, Бах, Лист, Чайковский и многие другие великие композиторы тоже когда-то начинали с белого листа. Их знания об искусстве нередко основывались на опыте предшественников, которые уже написали великие произведения.

Но необязательно годами слушать классическую музыку и посвящать ее исследованию все время. Можно начать с изучения творчества любимых композиторов и произведений на выбранную или схожую тему. Новая привычка в короткие сроки расширит кругозор и передаст опыт великих авторов. 

Импровизируем

Без опыта и практики быстро написать концерт из четырех частей у вас вряд ли получится. Не расстраивайтесь: эксперты рекомендуют начинать с малых форм – пьес или зарисовок, а в качестве разминки использовать импровизацию. В непредсказуемой игре на инструменте вы сможете тренировать не только руки, но и воображение, а разнообразные музыкальные октавы или гаммы подскажут интересный мотив для будущей композиции. 

«Мы начинаем наши уроки в “Сириусе” с того, что раскрываем клапан эмоций, а именно – валяем дурака. Мои вокальные данные много ниже среднего, но я сижу за роялем и пою, задавая ребятам вопросы в музыкальном воплощении. Школьники мне на них отвечают. Когда мы нахулиганимся, то занимаемся тем же самым: я играю на рояле вопрос, а они мне на своем инструменте отвечают. Будет это барабан, скрипка или арфа – не важно», – объяснил известный композитор и музыкант Игорь Рогалев.

Идти до финальной ноты 

Если вы пишите свое произведение, но неожиданно испугались возможной критики или вам не нравится то, что получается, не сдавайтесь. Начало уже положено, а значит, у вас есть идея и возможность выразить ее в музыке. Попробуйте довериться своему музыкальному чутью и довести работу до конца, даже если какие-то фрагменты вас смущают. Все можно исправить. 

«Композитор должен уметь услышать свой материал. Когда-то Иван Бунин заметил: “Я раб своих героев”. Когда ты начинаешь руководить своими героями, то нарушаешь природу повествования, перестаешь подчиняться логике поведения персонажа. Композитор Ян Сибелиус тоже говорил: “Я слуга своих тем”. Поэтому я считаю, что автор произведения должен слышать не то, что он хочет, а то, что дает ему материал», – рассказал Игорь Рогалев.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!