В Образовательном центре «Сириус» семнадцатилетняя Анна Чекшезерова из Вологды была дважды. По словам девушки, программа «Современный литературный поток» помогла ей дойти до заключительного этапа ВсОШ по литературе, а «Журналистика и медиа» – определиться с будущей профессией. В интервью школьница рассказала, есть ли жизнь после олимпиады и как «Сириус» рушит стереотипы.
– Как начался твой олимпиадный путь?
– У нас в Вологодском многопрофильном лицее очень много олимпиадников, и я росла в атмосфере олимпиадного движения с первого класса. Мы все привыкли к большой работе, и для меня другой дороги не существовало.
У нас есть малая областная олимпиада. Когда я ходила в четвертый класс, меня туда направила учительница, и я заняла второе место. Сразу появилось желание получить первое, поэтому начала участвовать во всероссийской олимпиаде школьников. Сначала только по русскому языку, потом и по литературе.
С седьмого по восьмой класс я писала ВсОШ только на городском этапе. Каждый год была призером. После три года подряд становилась призером регионального этапа, и, когда наконец-то вышла на заключительный, взяла диплом победителя.
– Помнишь свои эмоции, когда узнала о победе?
– Я не поверила. Свои баллы узнала за день до награждения и точно не ожидала, что они окажутся такими высокими. Первое время думала, это какая-то ошибка и сейчас ко мне придут и скажут, что все напутали. Но этого не произошло.
Я понимала, что у меня очень хороший результат, но на победу точно не рассчитывала: первый раз приехала на заключительный этап, хотела стать хотя бы последним призером. На церемонии награждения сначала объявляли призеров и, когда одной из участниц с результатом на два балла меньше, чем у меня, дали диплом призера, я поняла, что стала победителем. У меня тряслись руки от радости, накрыло волнение.
– Ты столько лет участвовала в олимпиадах, есть ли какое-то задание, которое тебе запомнилось больше остальных?
– На региональном этапе ВсОШ в творческом задании нужно было написать пост для социальных сетей, посвященный творчеству Николая Некрасова, а на тот момент мы в школе еще не проходили его поэзию. Пока я пыталась вспомнить про него хотя бы что-то, мне в голову пришло стихотворение, которое я учила еще в детском садике и почему-то хорошо помнила. В итоге про эти стихи я написала пост, и мне поставили за задание максимальный балл. Видимо, я попала.
– Получается, что в олимпиаде по литературе самое главное не знания?
– Нужно изучать разные темы, запоминать факты, имена, даты, но самое главное – умение анализировать. Для олимпиад по русскому языку, наоборот, нужны обширные знания в части разных языков, стилистики, понимание языка на нескольких уровнях. В литературе ценится умение анализировать и хорошо писать, а также наличие своего авторского стиля.
Из-за предубеждений многие боятся попробовать свои силы в олимпиадах. Ребята считают, что у них недостаточно знаний или сил справиться с волнением. Но таких привилегий, которые дает ВсОШ, не получить больше нигде: ты можешь поступить в вуз без вступительных испытаний, получить денежное вознаграждение, призы в виде курсов или мастер-классов и многое другое.
– Приехать в «Сириус» ты решила из-за участия в олимпиаде?
– Нет. Про Образовательный центр «Сириус» я узнала за несколько лет до первой поездки и первое время считала, что здесь будет скучно и неинтересно. Многие ребята с нашей школы ездили на программы, возвращались с горящими глазами и говорили, что всем обязательно нужно туда попасть.
Я подала заявку на программу по литературному творчеству, выполнила творческое задание и особо не рассчитывала на успех. Уже пройдя отбор, у меня были странные ощущения: зачем я приехала, если прошла неделя с Нового года и можно было бы остаться дома? Через день мое мнение изменилось.
Были очень классные ребята, насыщенная программа, много интересных лекций и преподавателей. Мне очень нравится в «Сириусе» то, что есть повторная проверка. Ты сдаешь текст, тебе пишут, что нужно исправить, и на основе этих комментариев к работе ты можешь улучшить свой результат. Благодаря такой системе ты начинаешь на подсознательном уровне исправлять ошибки и недочеты, ты становишься лучше в написании текстов.
– Что тебе дало участие в программах?
– Программа по современному литературному потоку помогла в части олимпиад: на занятиях упор был на развитие навыков быстрого анализа, грамотного изложения тезисов. А программа «Журналистика и медиа», которая впервые прошла в марте 2023 года, дала возможность определиться с будущей профессией и даже выбрать вуз. Я долгое время не знала куда идти поступать, мне ничего не нравилось. Казалось, что я недостаточно наглая для журналистики, это не мое.
– Для тебя программа «Журналистика и медиа» стала профориентацией?
– Да, это была лучшая возможность познакомиться с журналистикой. Больше всего мне понравилось задание по съемке репортажа об олимпийских объектах. Мы ездили на Медальную площадь и создали большой цельный продукт, который можно посмотреть и сегодня, и через год. Крутыми были занятия по технике речи у Марии Савичевой. Запомнились встречи с гостями – Дарьей Златопольской, Павлом Зарубиным. Нам, школьникам, было важно узнать, как они видят профессию и что о ней думают.
– Ты всю жизнь занималась литературой, участвовала в олимпиадах и многое сделала, чтобы добиться результатов. Не жалко сменить направление?
– Меня спрашивали, зачем я так много участвовала в олимпиадах. Мне кажется, что если ты начал, то сложно остановиться. Хочется достигать новых высот, интересно узнавать и решать новые задачи. Это поддерживает соревновательный дух, показывает твои результаты.
Сейчас я планирую поступать в МГУ в Высшую школу телевидения. Уверена, что в этой профессии мне пригодится все то, чему меня научили литература и олимпиадное движение. Я также буду улучшать свои навыки, например, после программы я стала по-другому писать. Просто и понятно. В «Сириусе» один из преподавателей сказал, что в журналистике нужно продвигать свою точку зрения, показывать себя и свой авторский стиль. Зрителю как человеку в кадре или в тексте также нужен человек.