В мае в Образовательном центре «Сириус» проходит программа «Урбанистика и дизайн городского пространства». В течение трех недель школьники и преподаватели Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова разрабатывают архитектурные проекты для федеральной территории «Сириус». О том, какие проблемы общества решает урбанистика и как школьники осваивают это направление, рассказала преподаватель программы, доцент кафедры архитектуры Дарья Бердоносова.
– Что такое урбанистика сегодня и какую роль она играет в современном обществе?
— Понятие «урбанистика» появилось в нашей стране совсем недавно. Во многом это современное переосмысление других творческих направлений. Архитектура занимается созданием зданий, градостроительство – формированием комплексов, поселков, населенных пунктов, а урбанистика – комплексным обустройством городского пространства с учетом разных аспектов. Это очень интересная наука, которая учитывает социальные условия жизни общества, экономическую составляющую, особенности поведения местных жителей, экологическую обстановку окружающей среды и даже ранее созданную архитектуру.
Взять хотя бы «Сириус». Если бы мы рассуждали как архитекторы, то рассматривали бы, для примера, только кампус Образовательного центра. Мы бы изучали внешний облик здания, благоустройство вокруг и внутреннее убранство. Мы не думали бы о том, насколько комфортно из Кампуса добираться до Парка науки и искусств, где проходит много занятий, где лучше расположить парковки, как комплекс будет влиять на регион в целом. Этим уже занимаются урбанисты. Они думают о том, как комплексно обустроить территорию и создать комфортные условия для быта людей.
– Учитывая сложность и многокомпонентность направления, как специалисты приходят в урбанистику?
– Сейчас в нашей стране не так много мест, где можно получить профессию урбаниста, однако люди могут прийти в эту сферу и через смежные специальности. Например, даже будучи журналистом, можно заниматься проблемами городского пространства.
Урбанистикой занимаются и социологи, и экономисты, и экологи. Я думаю, что проще всего в урбанистику прийти именно из архитектуры, так как есть общее понимание о строении города, здания, архитектурной среды, которую мы создаем для людей.
– Идут ли выпускники российских школ учиться на архитекторов, когда миром правят высокие технологии?
– Поток первокурсников хороший – примерно 10–12 человек на место. Профессия творческая, с каждым годом она становится все более востребованной, даже несмотря на развитие искусственного интеллекта. Думаю, что еще не скоро нас смогут заменить машины.
Специалисты в архитектуре востребованы. Люди делают ремонт в квартирах, строят дома и города. И чаще всего за помощью они обращаются к нам, архитекторам. Кто как не архитектор сможет создать грамотное и красивое пространство? За последнее десятилетие этот спрос только повышается.
– Какие компетенции требуются будущему архитектору?
– Самое главное – это стрессоустойчивость, нужно быть готовым ко всему. В нашей профессии может произойти многое, начиная от ошибок в проекте, заканчивая реализацией самого проекта уже на стройплощадке. Нужно быть готовым в любую минуту найти быстрое решение проблемы. Часто на этапе обучения студенты-архитекторы очень расстраиваются из-за каких-то ошибок в учебных проектах или если во время выполнения проекта программа закрылась. Конечно, обидно, но в этот момент нужно собраться, найти решение проблемы, но точно не опускать руки.
– Если урбанистика во многом берет начало в архитектуре, почему программа в «Сириусе» посвящена именно урбанистике?
– Мы комплексно подходим к обучению в Образовательном центре «Сириус». Участники программы занимаются не только архитектурой, но и работают с территорией. В этот раз перед нами поставили задачу – разработать павильоны, которые должны располагаться по пешеходному пути от Медальной площади до железнодорожного вокзала. Территория специфическая, и очень сложно связать ее в комплекс, поэтому нужно продумать и как будут выглядеть павильоны, и как они будут сочетаться между собой, и каким образом прохожие будут передвигаться от одного к другому.
Да, задача достаточно сложная для школьников, но ребята приезжают сюда с жаждой познакомиться с новой профессией, побыть архитектором и создать собственный проект. На программе мы учим не только знаниям в области архитектуры, но и тайм- менеджменту, умению слушать своих коллег по проекту и отбирать лучшие варианты из массы предложенных. При работе в команде учащимся сложно не столько разобраться в сложных профессиональных программах, сколько подстроиться к идеям своих товарищей и найти компромисс. Но в конечном итоге все справляются и с этим.
И, пройдя такие образовательные программы, многие ребята принимают решение связать свою жизнь с архитектурой. Так, уже многие наши ученики поступили в архитектурные вузы.
– Программа по урбанистике – одна из немногих, которая делится на два этапа – дистанционный и очный. Зачем это было сделано?
– Таким образом мы увеличили срок обучения до двух месяцев вместо привычных трех недель. Дистанционно школьники учатся работать в профессиональных программах 3D-моделирования, что сложно успеть во время очного пребывания в «Сириусе». Благодаря этому программа проходит более комфортно, и, помимо моделирования, ребята осваивают различные методики создания идей, эскизирование, владение ручной графикой, умение оформлять чертежи, выступать, презентовать проекты, писать речи и т. д.
– Что ждет урбанистику и архитектуру в будущем, как эти направления будут сосуществовать?
– Мне кажется, что эти два направления будут сосуществовать бок о бок или даже в комплексе. Проблемы пространств в городе необходимо решать скопом, нельзя из одного угла ко всему подходить. И для этого нужна урбанистика, которая продолжит определенно развиваться. Уже скоро такие специалисты будут необходимы даже в каждом небольшом проекте.