Участники программы «Сириус.Лето» из Свердловской области спроектировали обучающую модель масляного трансформатора и защитили проект на итоговой конференции. Задачу перед командой поставили специалисты предприятия СВЭЛ, которые взяли в работу изобретение школьников. Такие разработки позволяют сотрудникам предприятий обучать стажеров и молодых специалистов, которые только начинают работать со сложными изделиями.
На данный момент на территории нашей страны активно развивается производство трансформаторов. Завод СВЭЛ – одно из таких предприятий. Он производит трансформаторы и крупное электротехническое оборудование. Данные приборы применяются для преобразования энергии, чтобы ее можно было передавать на большие расстояния с минимальными потерями. Актуальной задачей становится повышение квалификации специалистов в этой области. Для этого создаются разборные модели, которые используют для обучения. Такие приборы являются наглядным пособием для выпускников вузов или новых сотрудников. Тренироваться на сборно-разборной модели эффективнее, чем изучать работу только по схемам и электронным материалам.
Компания СВЭЛ попросила школьников представить прототип масляного трансформатора, на котором сотрудники предприятия могли бы изучить его строение и принцип работы, потренироваться в его сборке и разборке.
Над проектом работали 8-классница специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) Уральского федерального университета Вероника Леденева, 10-классник гимназии № 35 Екатеринбурга Александр Васильев, 8-классник лицея № 135 Ярослав Плешков, 8-классник лицея № 88 Даниил Гришенков, а также наставник – бакалавр 4-го курса УрФУ Павел Боголюбов.
«К задаче мы подошли всесторонне. Во-первых, школьники начали работу с анализа рынка таких приборов и изучения уже имеющихся моделей. На основе этой информации мы смогли усовершенствовать свой проект. Например, мы тщательно поработали над детализацией всех составляющих устройства. Таких примеров на рынке немного. Помимо теоретической части, для ребят провели несколько экскурсий и встреч на производственной площадке предприятия СВЭЛ в Екатеринбурге, где собирают масляные силовые трансформаторы. Участники получили возможность познакомиться с реальной деятельностью предприятия и задать все интересующие вопросы, касающиеся поставленной задачи», – говорит наставник проекта Павел Боголюбов.
В рамках практической части задания ребятам нужно было создать 3D- модель трансформатора. Сначала участники команды создавали эскизы всех деталей, таких как ярмовая балка, магнитопровод и других. Далее задачи по моделированию распределялись на всю команду, потому что деталей предстояло спроектировать очень много. После этого команда приступила к печати и подготовке деталей к дальнейшей сборке. Собранную модель представили на итоговой защите. Она является уменьшенной копией реального трансформатора.
10-классник Александр Васильев увлекается всем, что связано с инженерными науками. Проект помог ему познакомиться с работой реального предприятия и реализовать крупный проект на практике.
«У нас получилась точная модель, по которой можно понять, как собирается и разбирается настоящий масляный трансформатор. Такая детализация позволяет полностью показать особенности конструкции и порядок ее сборки. Я занимался непосредственно разработкой модели. Чтобы справиться с этой работой, несколько раз ездил на предприятие СВЭЛ и изучал, из чего состоят и как работают настоящие трансформаторы. Нужно было создать упрощенную, но максимально похожую конструкцию. Вместе с командой мы изучали, какими бывают трансформаторы, как они работают, увидели полный процесс создания – от сырья, которое привозят, до готовых изделий», – говорит Александр.
В компании СВЭЛ высоко оценили работу команды. Идея задачи принадлежит ведущему инженеру-технологу предприятия Александру Бахтееву. Он проводит обучение новых сотрудников, в том числе разъясняя конструкцию масляных трансформаторов. Чтобы эта работа велась еще эффективнее, он предложил создать обучающую 3D-модель.
«Хочется отметить большую вовлеченность команды в работу. Павел Боголюбов, который является сейчас стажером-конструктором в нашей компании, смог мотивировать школьников, детально разъяснить задачу и контролировал в течение всего года этапы выполнения проекта. Ребята много раз приезжали к нам, детально изучали строение трансформаторов, делали расчеты и чертежи, брали консультации у наших специалистов. Получилась очень качественная разработка, которую будет использовать инженер-технолог на тренингах и обучающих уроках для новых сотрудников», – рассказала менеджер по коммуникациям компании СВЭЛ Татьяна Ефремова.
В дальнейшем участники проекта намерены разработать собственное пособие по сборке и потренироваться в создании обучающих моделей других видов продукции компании СВЭЛ.