18 июня во время Летнего молодежного фестиваля «Сириус» прошел концерт «Московской государственной академии хореографии – 250». В праздничном мероприятии приняли участие выпускники академии этого года. Для гостей они представили вариации из балетов «Баядерка», «Эсмеральда», «Миллионы Арлекина», «Раймонда». Одну из партий исполнила Таисия Коновалова – участница программ Образовательного центра по хореографии. Артистка рассказала про выпуск из академии, первое выступление и планы на Большой театр.
– Почему вы решили заняться балетом?
– Я очень хотела заниматься фигурным катанием, и меня записали в московский дворец спорта «Мегаспорт». Хотя я была новичком, все равно выглядела взрослее и выше других в группе. Мне прямо сказали: «Скорее всего, вы просто не подходите для фигурного катания».
Хореограф, которая с нами занималась, порекомендовала мне попробовать балет. А я всю жизнь любила танцы. До фигурного катания, когда мы жили в Туле, я занималась в детской танцевальной студии, и хореографы меня всегда хвалили. Я попыталась поступить в Московскую государственную академию хореографии (МГАХ) на подготовительные курсы. С первого раза не вышло: у меня были перекачанные мышцы. Со временем я все поправила и попробовала снова. Сначала пошла на подготовительные курсы, а через полтора года поступила в первый класс академии. За это время она стала родной, я уже знала, что и где там находится, какие залы, поэтому я даже не рассматривала другие учебные заведения.
– Когда вы поняли, что балет – это ваша профессия на всю жизнь: сразу при поступлении или во время обучения?
– У меня не было четкого осознания, что это на всю жизнь, оно пришло постепенно. Я понимала, что хореография мне нравится, у меня это получается. Да, есть трудности, но где их не будет? В какой-то момент я поняла, что хочу остаться в балете, в академии, и буду этим заниматься дальше.
– Когда вы в первый раз вышли на сцену в балетном спектакле, то какие эмоции тогда испытывали?
– Мой первый выход состоялся на сцене Большого театра. Это было невероятно! Мне было десять лет, и я только поступила в первый класс академии. На ежегодном выпускном концерте после экзаменов принимали участие выпускники этого года и ребята из младших классов. Каждый год разная программа, но тогда ставили спектакль «Времена года» Джона Ноймайера. Это был мой первый выход на сцену, который дал большой стимул для будущих достижений и роста. Мне очень понравились и закулисье, и атмосфера подготовки, и сам спектакль, и сцена! Это все определенная история, которую ты проживаешь, и это всегда завораживает!
– Что вам дало обучение в академии? Чему вы научились?
– Московская государственная академия хореографии дала мне все – все возможности и умения. В академии все педагоги прививали нам культуру движения, научили танцевать, выражать эмоции через определенную пластику. При этом МГАХ научила не только танцевать, она научила меня профессии, в частности, выдержке. Балет, как и любой физический труд, требует постоянной работы над собой: это регулярные уроки, репетиции, большая физическая нагрузка. Бывает сложно пересилить себя, но ты понимаешь, что сегодня тяжело, а завтра будешь знать материал.
По расписанию мы должны были учиться шесть дней в неделю, но если ты знаешь, что у тебя есть какие-то проблемы, то воскресенье превращался еще в один учебный день. В более осознанном возрасте, если я понимала, что что-то нужно сделать, у меня есть какие-то проблемы или недочеты, то начинала с этим работать и в выходной, и в любое другое свободное время.
– Что было самым тяжелым во время обучения?
– Бывали разные трудности. Иногда ты думаешь, что хуже не бывает, но все проходит, и ты уже совсем иначе к этому относишься. Если в десять лет одна неудача была трагедией и концом света, то сейчас, оборачиваясь на прошлое, ты просто смеешься над этим. Все забывается, и появляются новые трудности.
МГАХ научила меня выдержке, поэтому я всегда знала, что любые трудности преодолеваются репетициями. Главное – понимать, над чем, в каком направлении нужно работать.
– Во время обучения вы четыре раза приезжали на программы Образовательного центра «Сириус». Что «Сириус» дал вам в профессиональном плане?
– В «Сириусе» мы работали с большим количеством педагогов, в том числе не из нашей академии. Каждый из них вносил свою лепту в наше образование, поэтому те, кто посещал занятия, внимательно слушал, получали важные знания для дальнейшей карьеры, которые могли очень пригодиться.
К тому же я приобрела колоссальный опыт здесь и познакомилась с огромным количеством ребят.
– Сейчас вы приехали в «Сириус» в качестве выпускницы. Что вы покажете зрителям?
– Для Летнего молодежного фестиваля «Сириус» мы привезли классические партии. Мне, безусловно, нравится моя – я исполняю партию Гамзатти из балета «Баядерка».
– Вы уже сдали выпускные экзамены? Как вообще прошел выпускной год?
– Экзамены прошли буквально перед выступлением в «Сириусе». В выпускном классе сдают государственный экзамен по специальным предметам. Помимо классического танца, мы сдаем дуэтный и народно-сценический, актерское мастерство, а также междисциплинарный экзамен.
В этом году у нас были очень большие физические нагрузки: подготовка к выпуску, творческие выступления в регионах, где открыты филиалы МГАХ, посвященные 250-летию академии.
– Было ли страшно во время выпускных экзаменов?
– Не было, только волнительно перед выходом на сцену. Но так всегда. А чего бояться? Мы делаем это каждый день.
По итогам государственных экзаменов меня пригласили в труппу Большого театра. Там большая нагрузка, поэтому у меня не будет времени чем-то другим заниматься в ближайшее время, но я к этому готова.
– Какую партию вы мечтаете исполнить?
– Главные партии из балетов «Дон Кихот» и «Лебединое озеро» с детства запали в душу, и очень хочется их станцевать. «Лебединое озеро» – это классика балета, а «Дон Кихот» – очень яркий, экспрессивный спектакль, который зажигает. Я увидела его, еще когда была совсем маленькой, и мне очень захотелось его станцевать.