help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В «Сириусе» завершился Летний молодежный фестиваль. В рамках музыкального марафона Российский национальный молодежный симфонический оркестр (РНМСО) провел для воспитанников Образовательного центра «Сириус» семидневный модуль по музыкально-исполнительскому искусству «Симфоническая академия». Благодаря наставничеству опытных музыкантов за неделю ребята освоили ключевые навыки работы на сцене и приняли участие в больших концертах в составе известного оркестра.

Одним из участников проекта стал обладатель Гран-при V Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Сириус» Игорь Смалий. Он рассказал, почему решил вернуться в Образовательный центр и как мечтает строить карьеру. 

– Прошло три месяца после победы в V Всероссийском конкурсе молодых музыкантов «Созвездие». Как проект и твое в нем участие повлияли на творчество и занятия музыкой?

– Сначала я вообще не мог поверить, что выиграл Гран-при. Я давно наблюдаю за конкурсом и мечтал его выиграть: смотрел на победителей, восхищался ими и никак не мог подумать, что стану одним из них. Прошло несколько месяцев, и за это время я сыграл в концертном зале Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, а сейчас приехал в «Сириус» на оркестровую программу.

– Почему ты решил принять участие в конкурсе?

– «Созвездие» – это очень хороший способ заявить о себе, сказать миру: «Я есть, обратите на меня внимание!» О нем знают многие люди, педагоги, великие музыканты, которые могут увидеть участников «Созвездия». 

Первые несколько лет я смотрел только трансляции «Созвездия», а в третьем и четвертом конкурсе играли мои друзья-кларнетисты. Люди, которые брали Гран-при, – одни из лучших музыкантов страны, поэтому я загорелся идеей тоже поучаствовать. Это был сложный путь: я долго готовился, прошел несколько отборочных туров, а потом – грандиозный финал на федеральной территории.
 
В качестве приза за победу в «Созвездии» я выбрал профессиональный инструмент. Сейчас я играю на инструментах ЦМШ, а теперь у меня будет свой профессиональный кларнет. Также «Созвездие» дает огромный стимул для развития! Первые мысли, когда я выиграл Гран-при, – это то, что теперь мне надо намного больше слушать музыку, смотреть интервью опытных исполнителей, читать профессиональные книги, чтобы глубже погрузиться в эту сферу и чтобы мне было что сказать в музыке.

– Ты думал, что победишь двух других лауреатов? Или думал, что им в чем-то уступаешь?

– Я отлично помню последнюю ночь перед финалом. Мы сидели с Димой и Адрианом, и я им говорил напутственную речь: «Адриан, Дима, завтра заканчивается конкурс, к которому мы долго готовились. Сейчас не от нас зависит, кто получит Гран-при, а от решения жюри. Мы столько готовились к этому конкурсу, отрабатывали произведения, много часов потратили на репетиции, что уверен: мы сыграем так, как нужно! Главное – это сыграть с кайфом!» 

Помню, еще сказал им, что, скорее всего, не возьму Гран-при, потому что духовик. Я смотрел другие «Созвездия» и заметил, что среди победителей только скрипка и фортепьяно. 

– Какие эмоции ты испытал, когда жюри присудили победу сразу троим музыкантам?

– Когда выходил на сцену, у меня тряслись коленки и я просто не понимал, что происходит. Мне казалось, что это или сон, или шутка какая-то, или, может, жюри сейчас скажет: «Ну ладно, мы пошутили, и вот мы присуждаем только одному Грин-при!»

После «Созвездия» я набрал свое имя в поиске в интернете, и появилась куча статей про то, что V Всероссийский конкурс молодых музыкантов «Созвездие» стал рекордным, что жюри дали три Гран-при. Как-никак люди узнают, кто такой Игорь Смалий, и, возможно, меня станут чаще приглашать на концерты.

– Как твой преподаватель по специальности отреагировал на твою победу? 

– Предполагаю, что он был очень счастлив и горд за меня. Именно Игорь Петрович Федоров подготовил меня к «Созвездию». Мы познакомились с ним в «Сириусе» в августе 2020 года. Мне очень понравились его занятия, я понял, что многому могу научиться у этого преподавателя и перевелся к нему. До девятого класса я занимался у прекрасного педагога Олега Игоревича Танцова, который вложил много сил, но я считаю, что нужно учиться у разных преподавателей: если у тебя один взгляд на мир, ты можешь не видеть всего остального. Если ты знаешь лишь одну точку зрения, даже независимо от того, хороша ли она, то ты можешь быть зациклен и не понимать, что есть другая.

– Почему ты решил вернуться в «Сириус», и так скоро?

– Образовательный центр «Сириус» – это прекрасное место. Тут можно познакомиться с очень интересными людьми и гениальными педагогами, научиться чему-то новому. Я не знаю, где еще есть место такого уровня, как «Сириус»: мне кажется, в России и, быть может, даже в мире нет похожего места. 

– Чего ты ожидал от совместной программы «Сириуса» и Российского национального молодежного симфонического оркестра?

– Я уже трижды приезжал на программы, и для меня важно заниматься с педагогами теми произведениями, которые я в дальнейшем буду играть. В этот раз я работал с Антоном Моисеенко. Вместе мы даже придумали совершенно новую концепцию произведения Россини, которое я играл 26 июня с оркестром. Если послушать мое выступление на «Созвездии» и то, что я исполнил в этот раз, – это как будто два разных произведения. Темпы, смыслы, интерпретации – мы очень изменили произведение, и мне нравится то, как оно сейчас звучит.

Также в «Сириусе» я всегда хочу научиться чему-то новому: взгляду на музыку, на кларнет и даже на какие-то профессиональные технические аспекты, например, стаккато, постановку пальцев. Очень рад, что смог попасть на оркестровую программу и познакомиться с высококлассными музыкантами, кларнетистами: Иваном Тихоновым, Артемом Ваняном, Даней Сердюковым. 

– Музыканты поддерживали вас во время программы, может быть, помогали?

– Должен признаться, я очень люблю пробовать играть на инструментах других музыкантов. Духовики часто предлагают друг другу инструменты, чтобы поиграть, потому что это дает новый взгляд на произведение, его звучание, даже на свои способности. Если ты играешь на одном инструменте, то даже не представляешь, насколько лучше ты можешь играть. Поэтому каждый раз, когда я встречаю другого кларнетиста, я прошу одолжить его инструмент, мундштук, чтобы понять, на чем он вообще играют. 

Накануне концерта с Уральским молодежным оркестром у меня сломался кларнет. Из-за влажности в регионе дерево раздулось, и поэтому перестал функционировать клапан. Я никак не мог играть концерт на своем инструменте, и на помощь пришел один из оркестрантов. Он одолжил свой кларнет. Он был полупрофессиональной модели, поэтому звучал хуже, чем мой, но выбора не было. Мне кажется, что в сложившихся обстоятельствах я сыграл хорошо, и это было интересное приключение. Очень признателен коллегам за помощь и поддержку! 

– Что тебе дала работа с оркестром?

– Хороший опыт игры внутри такого коллектива. Дирижер оркестра РНМСО Алексей Рубин говорит: «Никогда нельзя переставать считать в оркестре: всегда нужно слушать, и главное – слышать и считать!» Я учился слушать не только кларнетовую группу, но и все инструменты. Я начал слушать гармонию, научился лучше считать.

12 июня мы выступали с хором, но на генеральной репетиции у нас не было «подзвучки» – певцов не было слышно. Сложность в том, что нам нужно было подстраиваться под солиста – оперного певца, у которого была главная партия, но его не было слышно. Мы терялись, не понимали, что делать, поэтому ориентировались буквально по скрипкам, виолончелям и дирижеру. 

– Во время фестиваля 26 июня ты выступал в качестве солиста с УМСО, а до этого играл в составе РНМСО. Как ты считаешь, в чем разница между сольным исполнением и оркестровым?

– Это абсолютно две разные стихии, как вода и огонь. Одно дело, когда ты играешь один или с фортепьяно. Можно творить, что хочешь: играть свои интерпретации, придумывать за пять минут до концерта новые каденции, хулиганить. Ты все контролируешь, а если ошибаешься, то виноват только ты. Обидно, но ничего страшного. А когда ты в составе оркестра, на тебе больше ответственности: нельзя сбиться, нельзя подвести других, иначе ты испортишь всю картину. На тебе лежит ответственность – сыграть идеально.

Оркестр – это про то, чтобы быть в группе, про то, чтобы слышать друг друга. Там очень объемный и обволакивающий звук. Ты слышишь произведения как бы изнутри, привносишь душу в общее дело и понимаешь, что все зависит не только от тебя, но и от других музыкантов. Понимаешь свою причастность к общему большому делу. На концертах в составе оркестра я даже несколько раз играл кларнетовое соло, и это очень волнительно! 

– А что тебе ближе? Какие планы на будущее?

– Музыкой я всегда хотел заниматься, но были моменты, когда хотелось все бросить, были такие мысли. Но «Сириус» и особенно «Созвездие» дали мне очень сильный толчок. Если раньше, может быть, где-то сомневался, что-то не получалось, и мне казалось, что не стоит этим заниматься, то «Созвездие» мне ясно дало понять, что стоит.

Я мечтаю стать музыкантом. Я всю жизнь играю сольно: один или с концертмейстером, с небольшим или симфоническим оркестром. Поэтому, наверное, мне ближе все-таки сольное исполнительство, и хотелось бы вести сольную карьеру, но должно очень повезти. Работа в оркестре – это тоже очень классно! Хотелось бы поработать в крутых коллективах, например, в оркестре Большого театра, Большом симфоническом оркестре, Национальном симфоническом оркестре, оркестре MusicAeterna.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!