help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В марте в Образовательном центре «Сириус» впервые прошла программа по литературному творчеству «Журналистика и медиа». В рамках трехнедельного интенсива школьники познакомились с основами главных медиапрофессий и поработали с топовыми журналистами, редакторами, телеведущими России, перенимая их опыт. Один из курсов провела Мария Савичева – преподаватель Института «Первая академия медиа» РЭУ имени Г.В. Плеханова, автор – разработчик различных методик постановки голоса для взрослых и детей.

– Правильная, грамотная и четкая речь – это важный атрибут только телевизионных и радиожурналистов?

– Грамотная речь – это атрибут любого успешного человека, чем бы он ни занимался. Через голос мы можем коммуницировать с окружающим миром, можем выражать себя. Он наш помощник, который дает возможность передавать аудитории энергию, информацию, решать много вопросов и налаживать контакт со слушателями. 

Ко мне приходит человек и говорит: «Я очень устаю, приходится много выступать, говорить, давать информацию». При общении человек утомляется, потому что он не умеет пользоваться голосом как основным инструментом энергии. 

Если человек не умеет пользоваться голосом, то приходится тратить много физических, интеллектуальных сил и в результате ощущать себя полностью опустошенным. А если научиться посылать энергию аудитории и держать внимание слушателей с помощью голоса, то, наоборот, при общении наполняешься их эмоциями и не чувствуешь усталости. 

– Можно ли стать хорошим оратором, если раньше никогда не занимался развитием таких навыков или если есть дефекты речи?
 
– Если человек не работает над своей речью, то он не сможет стать хорошим оратором. Мы не знаем всех законов устной речи, чтобы быть убедительными, яркими, уметь по наитию составлять хорошие грамотные предложения. А умение импровизировать – сложное искусство и наше слабое звено. У нас импровизационное начало не развивают: в школах дети пишут сочинения, изложения, пересказывают материал приближенно к тексту. А импровизировать в моменте, постоянно увеличивая свой словарный запас, – этим мало кто занимается. 

Нужно вооружаться проверенными инструментами. За годы работы я не встречала людей, которые бы обладали яркими ораторскими качествами, не проработав их. Хорошо, если в детстве человек занимался вокалом или актерским мастерством. Это может в будущем положительно отражаться на голосе и выразительности речи.

Дефекты речи тоже нужно исправлять. Не все, конечно, можно, могут быть как физиологические, так и психологические причины. Люди не всегда слышат проблемы в своей речи и не знают, как с этим справиться. Но если человек хочет с этим работать, то у него есть все шансы стать оратором. На одну тренировку тратится около 5 минут, поэтому регулярные разминки не составят труда.

– Что необходимо, чтобы правильно говорить? 

– Важен системный подход, все должно быть в гармонии – голос, дикция и речь. Звучание голоса – первая точка отсчета. Если ты им не владеешь как инструментом, то и с интонациями работать не сможешь. Дикция тоже важна. Эта работа не только для четкости произношения, но и чтобы мозг хорошо концентрировался и оперативно подбирал нужные слова и фразы.

– На что нужно обратить особое внимание при работе со своей речью человеку, который хочет стать журналистом или телеведущим?

– Для речи телеведущего важна логичность, чтобы человек правильно акцентировал в своей речи слова. Благодаря этому она становится более точной, ясной и держит внимание слушателей от начала и до конца. 

Когда мы говорим устно, то делаем это более грамотно, чем когда читаем текст. У нас есть неправильное интонирование: мы не всегда находим в предложении важные слова, на которые нужно делать акцент. Из-за этого идет интонационное искажение. 
Чистота речи тоже важна. Один из учеников мне рассказал, что у них в классе преподавал учитель, который постоянно экал и акал. Однажды школьники насчитали у педагога за урок 80 «э». Такие проблемы мешают воспринимать информацию. 

Также нужно следить за построением текста. Можно использовать причастные и деепричастные обороты, но важно разбивать одну мысль от другой интонационно. У телевизионных журналистов обычно длинные сложные тексты, но профессионалы с помощью пауз и других акцентов выстраивают грамотную логику речи. Есть даже формула, по которой в предложении должно быть не более девяти слов. 

– Какую ошибку журналисты чаще всего совершают в своей речи и как ее избежать?

– Чаще всего проскальзывают «мусорные» слова, на которые никто не обращает внимания. Плохо, когда диктор, корреспондент, журналист или ведущий не может говорить без эканий и аканий. Он должен быть обучен правильной речи: не использовать длинные предложения и сложный для восприятия литературный язык, не злоупотреблять использованием иностранных заимствований и многое другое. 

Да, все мы неидеальны: журналист тоже может закашляться или забыть слова. В таких случаях нужно просто разрешить себе ошибаться. Переступить эту ситуацию и идти дальше. Нет телеведущих и журналистов, которые бы не ошибались.

–  Правда ли, что лучше всего человек воспринимает низкий голос и многие журналисты специально его понижают, чтобы «правильно» говорить? 

– Самый лучший голос – это средний низкий голос. Если человек хочет быть более эмоциональным и ярким, то он поднимает его, и высокие частоты очень сильно раздражают. Средне-низкий голос – самый комфортный и включает зону доверия, любая информация достигается лучше, воспринимается эффективнее. 

И не надо специально занижать голос: через упражнения мы можем научиться пользоваться головным и грудным резонаторами и к обычной высоте голоса добавлять обертона. Мы говорим с маленьким голосовым диапазоном, но если его раскрыть, то  добавим больше низов и скорректируем голос. 

– Кто может быть примером хорошо поставленной речи, на кого нужно равняться новому поколению и почему?

– Мне нравятся наши журналистские классики и то, как говорит Эрнест Мацкявичюс. Я с ним  занималась, и у него существенно изменился голос. Своим примером он учит людей, как нужно говорить ровно, чтобы информация четко доходила до аудитории. Надо к этому стремиться.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!