В июле в Образовательном центре «Сириус» проходит программа «Хореография: классический танец (балет)», которая завершится грандиозным Гала-концертом. Будущие артисты балета представят вариации из всемирно известных и современных постановок. Помимо танцев и костюмов, ребята готовят и образы своих героев. Что самое главное в макияже артистов балета и какие ошибки нельзя допускать, рассказали художники-гримеры телевизионной компании ВГТРК Вера Обухова, Алексей Черников и Сара Шерман.
– Занятия по макияжу для участников программ по хореографии проходят с 2019 года. Как изменилось за это время обучение?
– Изначально преподаватели проводили для ребят только мастер-классы по сценическому гриму. Позже в программу вошли полноценные регулярные занятия по макияжу. В нем больше эстетики, которая дает юным артистам возможность использовать больше косметических продуктов, узнать про гигиену и уход за собой в разном возрасте.
На программе с ребятами работают сразу несколько экспертов, которые каждому индивидуально показывают на практике, что и как нужно делать. Наша задача не просто рассказать, а донести до каждого ученика то, что нужно индивидуально ему.
– Почему вы перешли от яркого сценического грима к спокойному повседневному макияжу?
– Раньше ребятам рассказывали, как сделать грим для большой сцены и главных партий, но далеко не всем это нужно в юном возрасте. Наша задача – подготовить школьников не только к сцене и выступлениям перед зрителями в зале, но и научиться делать макияж для фото- и видеосъемки. Поэтому мы показываем и рассказываем, как наносить косметику эстетически правильно и самостоятельно.
Любому артисту важно знать свои внешние особенности. Мы даем возможность каждому ребенку разобраться с тем, как сделать свое лицо более привлекательным, подчеркнуть достоинства и уложить волосы.
– Как проходит обучение?
– Мы знакомим с косметикой и инструментами, объясняем основы гигиены. На программе нам выделены пять занятий. Сначала на модели демонстрируем, как и что надо наносить, а потом ребята повторяют макияж на себе, мы контролируем и поправляем ошибки.
– Как к урокам макияжа относятся мальчики?
– Они прекрасно реагируют на занятия, у них специальная программа, нацеленная на создание макияжа для артистов балета. Большое внимание мы уделяем коррекции по мужскому типу: учитывается геометрия лица, создается светотень. Мы учим ребят контролировать плотность нанесения косметики, правильно подчеркивать глаза. Все это позволяет им раскрыть образ, сделать более выразительным и уверенным своего героя. У нас есть и бонусные занятия: если быстро успеваем все пройти по программе, то показываем, как рисовать шрамы. Дети всегда в восторге от такого опыта.
– С какими сложностями сталкиваются ребята во время занятий?
– Чаще всего сложности бывают с нанесением тона. В бытовых условиях все наносят тональные средства руками, и чем быстрее, тем лучше, а также используют одну кисточку для всего лица. А для качественного макияжа требуются время и усилия. Не все получается с первого раза, но ведь и на пуанты они не за день встали. Поэтому мы всех хвалим и подбадриваем. Для качественного результата важно регулярно заниматься, набить руку.
– В чем разница между повседневным и сценическим макияжем?
– В интенсивности цвета, насыщенности и плотности макияжа, отсутствии блестящих элементов, матовости. Например, если в жизни ребята используют BB и CC тональные кремы, то для сцены им следует брать более плотные текстуры, не водянистые, а на силиконе. Мы объясняем, как можно самому создать образ без помощи профессионалов. У любого артиста должен быть свой минимальный набор косметики, включающий тушь, кисточки для лица, консилер и бальзам для губ.
Главные партии отличаются в плане макияжа и прически. В январе на интенсивный курс приехали лучшие участники программ за год. Им мы давали более развернутые и подробные знания, показывали именно образы. Сначала мы узнали, какие партии ребята хотели бы исполнить – Жизель, Авроры, Кармен или Черного лебедя. Мы показали им некие главные черты этих героинь, а юные артистки повторили их, подстраивая их под свои индивидуальные черты.
– В чем главная особенность сценического макияжа?
– Если остается мало времени перед выступлениями, то самое главное – «сделать» глаза и брови. Это передает характер, помогает дополнительно играть роль. Нюансы кожи многим зрителям из зала не видны, поэтому если просто затонировать лицо, то будет бледное пятно. Большинство балерин тональными средствами не пользуется – чаще всего они используют корректор, который убирает несовершенства.