В августе в Образовательном центре «Сириус» проходит Арт-фестиваль, главной темой которого стала природоохрана. Школьники, приехавшие на программы по изобразительному искусству и дизайну, подготовят около десятка арт-объектов, освещающих современные проблемы природы и экологии. Один из проектов по направлению «Дизайн и формирование пространства» посвящен использованию натуральных материалов в архитектуре и дизайне интерьера. Как именно дизайн участвует в решении глобальных проблем экологии, рассказала заведующая кафедрой архитектуры Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, кандидат архитектуры, член-корреспондент Российской академии художеств Екатерина Трибельская.
– Как такое направление, как дизайн, связано с экологической повесткой?
– Сегодня вопросы экологии и сохранения окружающей среды стоят чрезвычайно остро. Мы все знаем о растущем количестве экологических бедствий. Вызваны эти катастрофы изменениями климата, они сопровождаются повышением среднегодовых температур, подъемом уровня воды в океане и многими другими факторами. Основной причиной этих нарушений природного баланса признана деятельность человека на Земле. На современное положение вещей влияет развитие массового производства, непрекращающегося строительства, истощение природных ресурсов, образ жизни современных людей – все это формирует так называемый углеродный след. Происходят необратимые процессы, мир погибает.
А дизайн – это не цвет стен или растения в углу комнаты, а создание комфортной и здоровой среды для человека. И любой дизайн должен быть экологичным. По этой же причине дизайнер всегда должен учитывать в своих проектах не только удобство и красоту внутреннего пространства, но и возможные, часто отдаленные, риски для здоровья и жизни человека.
– То есть мнение о том, что для экодизайна достаточно кадок с зеленью на террасах и пары элементов интерьера, – это стереотип?
– Нужно понимать, что перегородка, покрытая мхом, это не экодизайн. Это декорирование, которое к дизайну не имеет никакого отношения. Чтобы содержать такую «живую» стену, нужно создать определенный температурный режим, поддерживать конкретный уровень влажности в помещении, и не всегда такие условия будут комфортными и удобными для находящихся там людей. Это мода.
Экодизайн – это, в первую очередь, создание комфортной атмосферы для жизни людей. Во вторую, это использование натуральных и нетоксичных материалов. Например, мебель, набитая поролоном. Когда-то она считалась самым лучшим решением в интерьере: удобная, дешевая, красивая. Но со временем стало понятно, что при старении поролон не просто начинает рассыпаться, а разлагается и выделяет вредные вещества. Проблема заключается в том, что начинается медленное, но постоянное отравление организма. А ведь подобные нюансы составляют наш с вами быт.
– Получается, что самое важное для экологичности архитектуры и дизайна – это натуральные отделочные материалы?
– Многим известно, что лучше сделать деревянный паркет, чем износостойкий линолеум. Производство деревянных конструкций менее вредоносно для окружающей среды, чем производство железобетонных конструкций. Правда, стоит оговориться: на экологичность деревянных конструкций негативно влияет использование различных недоброкачественных смол, клеев и огнезащитных пропиток. В данном случае все зависит от добросовестности производителя, а также от регламентированности и контроля качества со стороны государства и ответственных организаций.
Но многие задаются вопросом: как же использовать в производстве дерево, если для создания из него специальных конструкций приходится вырубать лес? Есть однозначный и профессиональный ответ: под такие нужды должен быть использован специально выращенный лес. Нам достаточно лишь немного отъехать от города, чтобы обнаружить гниющие леса с погибшими деревьями, которые выделяют токсичные для человека аммиак и сероводород в атмосферу. Сегодня весь мир знает, что можно вырубать деревья, возобновляя их новыми посадками, и в цивилизованных странах это уже давно практикуется.
– Сегодня невозможно использовать только натуральные материалы: потребности современного человека требуют более экономичных и быстрых в производстве конструкций. Какой выход вы видите из этой ситуации?
– Реальность такова, что мы не можем отказаться от урбанизации и пока не готовы массово переселиться в деревянные избы или экологические землянки, начать жить в домиках хоббитов, как персонажи Дж. Р. Р. Толкина. Мы живем в XXI веке. Очень важно использование материалов из продуктов вторичной переработки. И то, что строят в ЮАР или ОАЭ, – почти тысячеметровые небоскребы – никак нельзя назвать «экологичным». Объем выброса парниковых газов в атмосферу настолько увеличился, что они уже сейчас создают города с искусственным климатом.
Необходимо сочетать различные материалы и минимизировать вред, наносимый окружающей среде. Например, отсутствие свежего воздуха в доме – это очень серьезная проблема. Обычно в квартирах существуют разные системы, которые помогают человеку справляться с этим: вентиляция, кондиционирование. Но без регулярной чистки тот же кондиционер может превратится в источник инфекций. Поэтому необходимо продумывать сквозное проветривание там, где это возможно. В помещении будет гораздо комфортнее. Очень важно использовать такие традиционные способы, не отказываясь от комфорта.
– Как с решением экологических проблем обстоят дела в России?
– Неважно, но есть стремления. Сейчас актуальный для России вопрос – переработка мусора – находится на поверхности. Все мы знаем про необходимость раздельного сбора отходов, в интернете много информации о мусороперерабатывающих производствах. Мы делаем первые шаги в этом направлении. Но вы приходите в отель, видите там крафтовый пакетик, сделанный якобы из целлюлозы. Если вы его возьмете в руку, то окажется, что он покрыт специальной полипропиленовой пленкой. Абсолютная фикция – никакой экологичности с учетом того, что такие композитные материалы практически не поддаются переработке.
А в Японии, например, этому учат с раннего детства, прививают культуру с детского сада. Невозможно выбросить пластиковую бутылку с бумажным конвертом. У меня с рядом с домом стоят мусорные баки, и все они захламлены. Почему людям трудно разделить свои отходы по разным пакетам? В Японии, например, за неправильный вынос мусора положен штраф, это государственная политика и воспитание.
Еще в 60-70-е годы, когда в Японии началось активное производство, стали появляться химические заводы, создавались высокопрочные и дешевые материалы. В этот период совершенно никто не беспокоился о ядовитых выбросах. И только через несколько лет стали сказываться негативные последствия: произошло множество экологических катастроф, массовые отравления жителей индустриальных районов. Японцы были первыми, кто пострадал от экологических проблем, и первыми, кто стал над этим работать.
– Как бороться с беспечным отношением к проблемам загрязнения окружающей среды в обществе?
– Я думаю, все начинается с профессионального образования. К сожалению, сейчас считается, что дизайном может заниматься каждый человек, который пролистал тематические журналы, прошел ускоренные онлайн-курсы или почитал научно-популярные статьи в интернете. Но это не так: требуется системное классическое образование. Профессионалам важно понимать не только стоимость товаров в широком смысле и тактильные качества материала, но знать химический состав, особенности взаимодействия с другими материалами и многое другое. Дизайнер – это проектировщик, а совсем не украшатель.
Ребятам в «Сириусе» мы сразу говорим, что они только прикасаются к профессии. Двадцать четыре дня, в течение которых мы им что-то интересное и важное рассказываем и показываем, не сделают из них профессиональных дизайнеров. Они только-только смогут узнать, к чему нужно стремиться. Но какой бы путь они ни выбрали в будущем, им будет важно владеть общекультурными компетенциями.