В сентябре в Образовательном центре «Сириус» стартовала программа «Основы школы художественного моделирования объемно-пространственной и цифровой среды». Курс занятий направлен на знакомство школьников с законами и приемами дизайн-творчества и на применение этих знаний при проектировании цифрового и реального объекта. В ходе обучения юные дизайнеры учатся работать с проектами дополненной реальности и даже разрабатывают собственные концепции.
В каких направлениях дизайнеры важнее программистов и как дополненная реальность может улучшить жизнь людей, рассказала преподаватель Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова, доцент Екатерина Кузнецова.
– Что такое дополненная реальность в цифровом дизайне?
– Дополненная реальность выражается в том, что существует изображение или какой-то предмет, который становится меткой и основой для дополнения. Через гаджеты человек может визуально считать этот объект, благодаря нему появляется дополнительная информация. Яркий пример – онлайн-карты: любой пользователь может послать запрос на построение маршрута и поисковая система встроит навигацию в реальное пространство, нарисует в нем стрелочки, по которым нужно двигаться. Это дополненная реальность бытового уровня. Профессиональные дизайнеры используют такие возможности для визуального расширения пространства.
– Что самое важное в работе дизайнера при создании дополненной реальности?
– Это спроектировать взаимодействие человека и цифрового изображения, продумать всевозможные пользовательские сценарии – как мы будем этим пользоваться и зачем нам это надо.
Разработчику-программисту нужно составить алгоритм действий, который он введет и изображение потом будет работать. А разработать последовательность и характер этих действий – это задача дизайнера. Именно дизайнер должен почувствовать себя пользователем, погрузиться в ситуацию, в которой человек будет брать телефон и нажимать на нужную кнопку. Этот алгоритм действий разработчик получает от дизайнера и по нему делает техническую часть. А вот механика, сюжет, раскадровка – все задачи дизайнера.
– Какими компетенциями должен обладать дизайнер?
– В процессе проектирования для дизайнера важно умение образно мыслить и развитое пространственное мышление. Нужно понимать, что происходит в динамике и в пространстве. Мы в этом плане ближе к режиссерам, потому что действие нужно не просто продумать и заснять, но и переложить в плоскость взаимодействия.
Главное, не путать дизайнера с программистом. У разработчика свои задачи: он должен в первую очередь мыслить алгоритмами, работая со схемам и кодами. Дизайнер идет от человека и его потребностей, которые для программиста по сути не так значимы..
– Занятия по дополнительной реальности в «Сириусе» направлены на приобретение этих компетенций?
– В «Сириусе» мы занимаемся более упрощенной версией дополненной реальности. На сентябрьской программе школьники получили задание спроектировать фотозону для Всемирного фестиваля молодежи в 2024 году. Мы хотим сделать ее и в реальном воплощении, и в виртуальном. Например, чтобы, когда человек фотографировался на телефон, в специальном приложении к изображению он мог добавить дополнительные элементы, маски и многое другое.
– Востребованы ли сегодня специалисты такого профиля?
– Фирмы, работающие с UI/UX-дизайном и с дополненной реальностью, регулярно сталкиваются с проблемой поиска кадров. Это очень неосвоенная профессиональная область в России, у нас огромная нехватка и разработчиков, и дизайнеров, а сочетание дизайн-разработчик вообще уникально. При этом многие профессионалы работают не только на внутренний рынок, но и на экспорт. Так, наши специалисты получили большое признание например в арабских странах.
– В чем актуальность дополненной реальности, где она широко применяется?
– Чаще всего дизайнеры используют элементы дополненной реальности в сфере продаж, образования и развлечений. Основной акцент – это продажи, потому что это открывает новые возможности взаимодействия между покупателем и объектом покупки или продавцом. В образовательной сфере дополненная реальность помогает получить новую информацию: существует много учебников, в которых можно найти QR-коды, при сканировании они объясняют физическое явление или демонстрируют химический эксперимент. Дополненная реальность расширяет границы восприятия. Потому что когда ты чем-то управляешь буквально руками, а не на картинке, ты сам становишься субъектом деятельности.
Мультимедиа дизайн сейчас развивается как отдельное направление. Он работает со всем, что является диджитал в цифровом пространстве: UI/UX-технологии (работа с интерфейсом), проекционные технологии (3D mapping, саунд-дизайн, лазерные и световые шоу), дополненная и виртуальная реальности. Это направление, которое дает нам выход за пределы нашей реальности. Главный принцип – переосмысление классических правил изобразительного искусства в новой современной форме. Потому что молодое поколение по-другому воспринимает реальность, при этом какие-то базовые, фундаментальные правила гармонии остались и должны сохраняться. Осталось научить показывать их правильно. Учитывая высокоскоростное развитие нашего мира, мультимедиа в этом плане хорошо работает.
– Чем отличается дополненная реальность с виртуальной?
– Если первая позволяет вам находиться в существующем пространстве и взаимодействовать с ним через цифровой мир, то в случае с виртуальной реальностью вы попадаете в совершенно новый и фэнтезийный мир. Вместе со студентами Строгановского университета мы разрабатывали проект по метавселенной. У одной известной российской корпорации много сервисов, и авторы не могут связать их в единую систему и объяснить пользователям спектр их возможностей. Задача метавселенной - ознакомительно-погружающая, поэтому мы создали пространство похожее на карту с разными островами, континентами, по которым человек может путешествовать и узнавать в каждом новом месте подробную информацию.
– Почему тогда не начать проектировать новый мир в диджитал среде, если это так востребовано и у заказчиков, и у потребителей?
– Виртуальный мир - это очень интересно, но фантазийность и безграничность уводит от реальности, особенно детей, и потом сложно вернуться к действительности. Мне не нравится концепция того, что в будущем люди будут уходить от реальности в фантазию. Жить нужно здесь и сейчас, дополняя и внося разнообразие в нашу жизнь. Это работает как в житейском, так и в творческом плане.
Мне нравится технология смешанной реальности, когда например при помощи специальных очков мы видим мир и дополнительную информацию. Это идеальное будущее которое не испортит, а наоборот только улучшит наш мир. Подобные разработки уже сейчас пользуются спросом, например в теме инклюзии. Благодаря дополненной реальности можно создавать решения для людей с ограничениями. Благодаря расширенным возможностям мы можем стать более адаптированными к этому миру.