Что такое «кухля» и как на Руси использовали «кубышку»? Как выглядел русский народный контейнер для еды и что представляет собой предшественница современной стеклянной банки? В октябре в Образовательном центре «Сириус» для школьников проводятся занятия по программе «Основы гончарного искусства». Интенсив направлена на углубленное изучение теории гончарства и получение основных навыков в работе на гончарном круге. В ее основе заложены знания о традиционной русской гончарной утвари. Об истории народной культуры рассказал член Союза художников России Александр Поверин.
«Основы гончарного искусства» знакомят ребят с традициями русской гончарной школы. Во время лекций и практических занятий преподаватели подробно рассказывают об истории русской и мировой керамики, особенностях крестьянского быта, говорят о разнообразии форм гончарных изделий и о вкладе гончарства в мировую художественную культуру.
«Народное искусство – это не самодеятельность, как, может быть, считают многие, народное искусство – это основа искусства вообще. Мы должны его изучать, уметь воссоздавать и любить. К сожалению, мы много потеряли. До 1928 года у нас в стране существовало 234 гончарных промысла и более 750 больших очагов гончарства, но все они утеряны в настоящее время», – сказал Александр Поверин.
В старину в каждом крестьянском доме у хозяйки было много разнообразных гончарных изделий. Все они имели свою форму и свое назначение. Это были горшковые формы, крыночные, кувшинные, бочкообразные и другие. Одних горшковых форм было не менее 15 – корчаги, щанки, луковник, рукомои, кисельница.
Многие древние гончарные формы получили свои аналоги в современной жизни. Например гончарные банки превратились в стеклянные, а щанки – два склеенных горшка с общей ручкой, в которых дети носили еду свои родителям в поле, – превратились в современные контейнеры. Кувшин полевик – с носиком и ручкой – в обыкновенную современную лейку.
«К народным гончарным формам нужно относиться очень осторожно и даже трепетно, и наша задача как педагогов – давать детям необходимые знания и прививать любовь к народному творчеству», – говорит Александр Поверин.
Сегодня образцы реконструированной гончарной русской народной традиционной утвари можно увидеть на выставке в Парке науки и искусства. Созданные аналоги традиционной керамики представлены в специальной экспозиции и доступны всем гостям и жителям федеральной территории, а также участникам образовательных программ «Сириуса».
Федеральная территория «Сириус»,
Олимпийский пр-т, 40
help@sirius.online