help@sochisirius.ru

Мария Павлова из Кемерова всегда восхищалась эпохой Возрождения. По словам девушки, в центре внимания того времени был универсальный человек, который умел и знал все. В свои 20 лет она почти соответствует этому образу: успевает учиться в вузе, петь в хоре, сотрудничать с музеями и театрами, работать дизайнером интерьера и даже готовиться писать диссертацию. Несмотря на загруженный график, девушка прошла обучение и на программе Образовательного центра «Сириус». Как обычная художница все успевает и какую роль «Сириус» сыграл в ее творческом пути – расскажем в этом интервью. 

«Художник отражает сегодняшний день»

– Какую пользу изобразительное искусство приносит обществу в век ИТ?

– Искусство – это одно из самых важных направлений человеческой жизни. Через творчество одного человека – композитора, художника, музыканта и многих других – мы познает себя. Это как поход к психологу. Почему люди идут к нему? Потому что сами в себе не могут разобраться, не могут понять каких-то вещей. Благодаря искусству они находят выражение своих мыслей, эмоций и переживаний. 

Любой художник отражает какую-либо мировоззренческую систему и сегодняшний день. Талантливый мастер всегда будет смотреть вперед, даже неосознанно предсказывать какие-то вещи. 

– Как сегодня изобразительное искусство развито в нашей стране?

– Я считаю, что самое востребованное направление в российском изобразительном искусстве – это обращение к национальным традициям, к народному творчеству, которое будет в ближайшее время очень актуально. С 2000 года в России развивают свое творчество художники – трансляторы национальной идеи. Если посмотреть на некоторые картины, например, Андрея Ревнева, то можно найти переработки лубка и икон. Если сравнивать культурный переворот XX века и сегодняшние тенденции, то, мне кажется, культуру в России закрыло и изолировало со всех сторон западное зарубежье. Как и люди других творческих профессий, сегодня художники должны обращаться к национальности. И это будет актуально и дальше.

– В вашем творчестве есть пример для подражания?

– Наверное, мой любимый художник Иван Лубенников, а еще Андрей Ревнев. Они многое сделали для Москвы. Нравятся мне и жизненной позицией, и творчеством. Это путеводные звезды для меня.

Еще меня восхищает путь Андреа Мантеньи. Когда я понимаю, что он в 17 лет расписал огромную капеллу в Италии, я думаю: «Надо срочно сесть и работать». К 18 годам у меня тоже была своя персональная выставка, три спектакля, но я все равно хочу еще немножко приблизиться к образу универсального человека Возрождения – стремлюсь к такому мировоззрению. 

«Универсальный человек, который умеет все»

– С чего началась ваша любовь к изобразительному искусству? 

– Я начала рисовать в три года, и у меня это пошло сразу. Рисовала всегда от себя, по памяти: животных, каких-то выдуманных персонажей. В детстве я еще занималась конным спортом и ходила в музыкальную школу. Всегда было что-то параллельно рисованию, но в 12-13 лет я решила больше сосредоточиться именно на нем.

– Почему приняли такое решение?  

– В подростковом возрасте решила, что все, чем я занимаюсь сейчас или буду делать в будущем, будет работать на главное ремесло – изобразительное искусство. Оно мне ближе всего. Так я могу очень долго разговаривать сама с собой и с листом бумаги, мне это нравится. Я как бы изливаю те мысли и эмоции, которые во мне сейчас накопились, делюсь ими с миром. 

В в 12-13 лет я уже писала стихи на латинском языке, занималась музыкой, ходила в театральный кружок, писала статьи и продолжаю делать это сейчас, но все это работает на рисование, потому что художник должен быть всесторонне образован.

Такая идея пришла от моего пристрастия к эпохе Возрождения. Мне очень нравится история искусств, поэтому я хорошо понимаю концепции и течения того времени. Там главное – универсальный человек, который умеет все. Я считаю, что сегодня художник должен знать все и уметь очень много. 

– Как складывался ваш творческий путь? 

– Пять лет была художественная школа, как и у всех художников, которые решили стать профессионалами. Потом четыре года художественного училища, а сейчас я учусь в ГИТИСе на художника-постановщика. Все очень последовательно и постепенно. 

«“Сириус” – это прыжок вперед»

– Как вы узнали про «Сириус» и решили сюда приехать?  

– Мне про «Сириус» рассказала знакомая девочка, которая училась в консерватории. Она объяснила, что такое Образовательный центр и как сюда попасть. Мне было 17 лет, и я подумала: «Почему бы не попробовать?» Я боялась, что меня не возьмут из-за возраста, но меня приняли, и тут случился ковид. По этой причине я смогла приехать только через год и училась с детьми 12–13 лет. Было очень необычно. 

– Вы были уже художником с опытом. Что вам смог дать «Сириус»? 

– Прикольно было, что с утра до вечера мы рисовали и лепили. До этого я никогда не лепила гипсовые головы, не делала копии. Были потрясающие педагоги из Санкт-Петербургской академии имени Ильи Репина, открывшие для меня монументальную технику рисунка. Например, Арсений Богдасарян, художник-монументалист школы Мыльникова. Это очень важно, потому что я занимаюсь с монументалистами, которые ценят такой подход. И до сих пор мы с этими преподавателями общаемся. 

После программы я поменяла свой подход к работе. Для творческой деятельности «Сириус» – это совершенно невероятный прыжок вперед. Я работала без выходных, и это был очень важный период для меня. Я приехала через месяц в Кемерово с четырьмястами набросков, разложила их перед собой и увидела, насколько выросла. 

Также «Сириус» познакомил меня с Сочинским художественным музеем. В «Сириусе» я пошла на занятия по арт-моделированию, которые вел заведующий выставочным отделом Сочинского художественного музея Борис Салахов. Мы с ним встречались всего два часа в неделю, обсуждали историю и разные направления искусства. На свое любимое дело я всегда могла выкроить время, для меня это было необходимо. 

– После «Сириуса» вы продолжили сотрудничество с Сочинским художественным музеем?

– После программы меня позвали туда писать статьи и помогать готовить выставки. Уже три года я сотрудничаю с музеем: рассказываю про выставки, картины, жизнь и творчество художников. А потом мне предложили сделать мою персональную выставку. У музея был проект «Рисунки на парте» – выставка с эскизами небольшого формата, которые располагаются в специальных стеклянных боксах. Моя экспозиция была посвящена театральным костюмам и получила название «Записки из модного дома». Это такая отсылка к произведению моего любимого автора, Достоевского, – «Записки из мертвого дома», – где я решила связать литературу, театр и моду. 

«Маленькими шажочками достигну своей цели»

– Почему именно художник-постановщик? 

– Мне очень нравятся огромные пространства. Помимо учебы, я сейчас работаю дизайнером интерьера, веду три проекта в Москве и в моем родном городе Кемерово. В училище я училась на дизайнера среды и проектировала улицы, городские пространства, витрины. Потом пошла работать в театр и начала создавать там эскизы сценографии на мои любимые темы – оперу и балет. Попробовав разное, я поняла, что буду художником-постановщиком. 

– Чего бы вы хотели достичь как художник-постановщик?

– Моя большая мечта связана с музыкальной сценой. Я бы хотела создать оперу, музыкальную часть которой написал бы профессионал на мое либретто. Сделать к ней костюмы и сценографию, а также исполнить в ней одну из партий. Такая вот универсальная история. Сегодня уже есть такие режиссеры, которые полностью сами занимаются своим произведением. Например, Марк Захаров: он был автором и визуального решения, и сюжета, и концепции, и реализации. 

Однажды я даже уже начинала писать оперу вместе с одним композитором из Московской консерватории. Я предоставила ей на выбор 50 сюжетных идей, она выбрала историю про Испанию, и мы начали работать. У нас было полностью готово либретто, написали увертюру, сделали эскизы костюмов и сценографии, но не получилось: композитор заболел. Но в Москве, я думаю, есть еще очень много возможностей. 

– Какие у тебя планы на ближайшее будущее? 

– Наверное, сейчас у меня цель – сделать выставку в Москве, персональную или тематическую совместно с кем-то. 

Я очень люблю читать лекции. У меня хорошая память, хорошо поставленный голос, поэтому таким образом я связываю любовь к литературе и истории с педагогической деятельностью. Также у меня есть публикации в книге про Федора Достоевского. Работая над разными статьями и материалами, посвященными его творчеству, я медленно приближаюсь к диссертации. Мне кажется, что это очень важная часть моей жизни. С «Идиота» Достоевского в 12 лет для меня открылось искусство, и я поняла, что если быть, то только художником.

Я продолжаю петь в церковном храме уже третий год, пишу статьи для Сочинского художественного музея и других культурных учреждений, рисую для театров. Такими маленькими шажочками, я думаю, что достигну своей цели. 

– Почему у вас так много разных увлечения и занятий? 

– Мне это важно. Я считаю, что такой подход помогает мне в реализации себя. То, что я делаю параллельно с рисованием, это влияет на мое дело и мою творческую жизнь. Уже столько всего сделано, что бессмысленно думать и отступать. Когда что-то очень нравится, всегда находятся и силы, и время. 

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2024 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!