Участники программы Образовательного центра «Сириус» презентовали проекты научно-технологического кампуса Университета «Сириус», который станет культурным и образовательным центром федеральной территории. Работы детей стали результатом обучения на программе «Урбанистика и дизайн городского пространства». Свои идеи школьники представили в виде 3D-моделей и видеооблетов руководителям Образовательного центра «Сириус» и Университета.
На защите команды представили проекты «Ядро будущего», «Сопдет», «Гемма», «Семестр в природе», «Волна» и «Дистри́кт». Каждый из них отражал видение ребят того, как должно выглядеть и что должно включать образовательное пространство для студентов и молодых специалистов. В своих работах авторы опирались на современные тенденции в архитектуре, особенности инфраструктуры территории и задачи Университета «Сириус».
Презентацию проектов посетили руководитель Образовательного центра «Сириус», председатель Совета федеральной территории «Сириус» Елена Шмелева, и. о. ректора Университета «Сириус» Лилия Кирьянова, директор Художественно-исторического центра Владимир Беляков и студенты Колледжа «Сириус». Во время выступлений команд они задавали вопросы и оценивали подготовку школьников.
По словам Елены Шмелевой, все представленные концепции отражают современный взгляд студента на учебное пространство, а часть идей юных дизайнеров может быть реализована в итоговом проекте кампуса.
«“Сириус” – это уникальный проект. С одной стороны, сегодня на федеральной территории сохраняются и эффективно используются объекты олимпийского наследия, с другой – мы создаем новую инновационную инфраструктуру под самые разные задачи, связанные с развитием образования, науки, технологий, искусства и спорта. И очень здорово, что сами дети зачастую подсказывают нам, какой должна быть эта инфраструктура. Так было, например, с будущим кварталом Лицея, который в начале октября представили Президенту России, а теперь ребята показали, что бы они хотели видеть в кампусе Университета “Сириус”. Все идеи по-своему интересны, и я не исключаю, что некоторые из них мы интегрируем в итоговый проект», – сказала Елена Шмелева.
За счет круглой формы здания кампус проекта «Ядро будущего» образует единую образовательную зону с Парком науки и искусства. При создании проекта «Гемма» авторы сделали акцент на композиционную игру разных форм: округлые фасады символизируют спокойствие и уверенность, а остроугольные – стремление к цели и достижениям. В проекте «Волна» школьники вдохновлялись особенностями природы региона и использовали для зданий формы волн и гор. Авторы проекта «Сопдет» продумали не только образовательные пространства – учебные аудитории, лектории, конференц-залы, но и культурно-просветительский центр. Монументальность и единство разных по назначению объектов учтена и в проекте «Дистри́кт»: авторам удалось объединить образовательные, общественные и культурные зоны вместе с жилым пространством в единое здание. А в проекте «Семестр в природе» ребята подчеркнули значимость флоры: кампус Университета был представлен в концепции «зеленой архитектуры» – слияния зданий и зелени.
На программу «Урбанистика и дизайн городского пространства» приехали 25 школьников от 15 до 17 лет. В рамках занятий они получили профессиональные знания в сфере архитектуры и урбанистики, смогли развить навыки проектирования и создания реальных объектов. Под руководством экспертов Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова ребята исследовали городскую среду федеральной территории и постарались продумать ее будущее развитие.
«С детьми мы разрабатывали прежде всего концептуальный проект, который в основном показывает, в чем заключается идея кампуса. Задача непростая, но, я думаю, мы с ней справились. Главное, что ребята участвовали в создании пространства для своего будущего», – объяснила преподаватель программы, доцент кафедры архитектуры Дарья Барабыкина.
Программа «Урбанистика и дизайн городского пространства» проходит в Образовательном центре с 2021 года. За это время юные дизайнеры предложили проекты по благоустройству Олимпийского и Орнитологического парков, созданию музейного комплекса и других объектов федеральной территории. Некоторые работы были высоко оценены экспертами и заняли призовые места на профессиональных конкурсах. Обучение прошли около ста школьников, многие из которых поступили в архитектурные вузы.
Научно-технологический кампус Университета «Сириус» станет культурно-образовательным и смысловым центром федеральной территории. Он будет представлять собой комплексный научно-образовательный центр с комфортной городской средой для учебы, работы, досуга и полноценной жизни. На его территории разместятся университетская школа, университетская медицинская клиника, главный корпус, жилье для сотрудников Университета «Сириус» и резидентов Инновационного научно-технологического центра, Парк науки и искусства, где сегодня располагается современный лабораторный комплекс научно-технологического университета. На прилегающей территории планируют организовать площадки для проведения массовых мероприятий на открытом воздухе.
Проект по созданию кампусов является частью национального проекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки Российской Федерации. Он направлен на привлечение талантливой молодежи в науку, повышение вовлеченности профессионального сообщества в эффективное решение стратегически важных вопросов в научной сфере, а также формирование у граждан страны полного представления о прорывных достижениях российской науки при взаимодействии государства, научного сообщества и бизнеса.