Одним из самых ожидаемых событий Большого летнего музыкального фестиваля в «Сириусе» стал Гала-концерт звезды мировой балетной сцены Светланы Захаровой. Вместе с народной артисткой России на сцену вышли примы и премьеры ведущих отечественных театров: Большого и Мариинского. В их числе была и молодая балерина Мария Кошкарева — в прошлом участница программ Образовательного центра, а сегодня артистка Государственного академического Большого театра России.
Воспитанница «Сириуса» рассказала о пути в балет, партиях мечты и о том, как приняла ее главная сцена страны.
- Мария, как в вашей жизни появилось серьезное увлечение балетом?
- Моя мама работала концертмейстером балетной труппы в Новосибирском театре оперы и балета, и все детство с полутора лет я провела в театре. Отдать меня в балет я попросила маму сама. Начиналось все с занятий в кружках. А когда мне исполнилось десять, посоветовали поступать в Академию русского балета имени Вагановой. Я попробовала, меня сразу приняли. Так мы переехали в Петербург. Я начала там учиться, а мама продолжила работу концертмейстером, только теперь уже в Мариинском театре.
- Вы дважды приезжали в «Сириус». Это было во время учебы в Академии?
- Да, в 2020 и 2021 году я проходила программы по хореографии в Образовательном центре. Со мной на смены приезжали соученики из Академии Вагановой, девочки из Московской Государственной академии хореографии. Дни в «Сириусе» всегда были очень насыщенными: много мастер-классов, к отчетному концерту за короткое время нужно успеть подготовить то, что никогда раньше не танцевала. Все это очень мобилизует и дисциплинирует. С нами работали прекрасные преподаватели. Например, звезда мирового балета Владимир Малахов, знаменитый безукоризненно чистой техникой. Он давал суперсложные комбинации. Был даже мини-конкурс, где их нужно было станцевать без ошибок. Я его выиграла, это был очень запоминающийся момент. И Светлана Юрьевна Захарова приходила к нам на репетиции, занималась, давала наставления.
- Какая концертная площадка стала для вас первой серьезной сценой?
- Новая сцена Мариинского театра. Мне тогда было лет девять, я еще не училась в Академии Вагановой. В Мариинке-2 шла творческая мастерская молодых хореографов, где режиссер Юрий Смекалов ставил балет. Я оказалась там по чистой случайности, но сложилось так, что мне удалось даже подняться на сцену и станцевать.
На втором курсе я стала стажером в Мариинском театре, станцевала на его сцене несколько партий. Предполагалось, что на выпускном курсе практика продолжится, и я буду участвовать в репертуарных спектаклях, но в Академии был очень сложный год. Все силы пришлось направить на учебу.
- Теперь вы уже год – артистка Большого театра. Как он принял вас, какие партии удалось станцевать?
- В Большой меня пригласили неожиданно. Я мечтала танцевать там с детства, но даже не предполагала, что это реально! Конечно, получив приглашение, не раздумывала – надо ехать срочно. Переживала, как все сложится. Но и коллектив меня принял хорошо, и в творческом плане для первого сезона мне доверили довольно много. Помимо танцев в «двойках», «тройках» и других ансамблях, есть и главные партии. Это Гамзатти в «Баядерке», которую я мечтала станцевать еще с детства и в театре смогла осуществить мечту, Пахита в одноименном балете, Сванильда в «Коппелии» – моем первом полноценном трехактном балете, который непросто было выдерживать физически, Мари в «Щелкунчике».
Партия Мари стала настоящим профессиональным вызовом, возможностью освоить новый хореографический язык, проверить силы, технику, выносливость. Этот спектакль сложен технически. «Щелкунчика» я танцевала в Мариинском в хореографии Василия Вайнонена, а в Большом он идет в редакции Юрия Григоровича. Это огромная разница. Вайнонена можно танцевать хоть каждый день, а у Григоровича сложные поддержки, которых я никогда раньше не делала. Было страшно, но мы работали с опытным партнером: Артемием Беляковым, премьером Большого театра. Он научил меня не бояться делать сложные поддержки, морально подбадривал. Вообще мне всегда очень везет с партнерами, от каждого учусь чему-то новому и полезному.
- Есть ли партии мечты, которые хочется исполнить в Большом?
- Конечно, мечтаю станцевать «Лебединое озеро», Эгину в «Спартаке» и Кармен. А еще – Китри в «Дон-Кихоте». И в следующем сезоне партия Китри уже планируется.
- А на Большом летнем музыкальном фестивале вы впервые?
- Да, первый раз. И считаю, что мне просто повезло выступать в такой компании, на одной сцене со Светланой Юрьевной Захаровой, примами и премьерами Большого, Мариинского театров. Чувствуется, что публика в «Сириусе» любит балет, нас прекрасно принимали. На концерте видела в зале ребят, тоже занимающихся хореографией, – видимо, это ученики танцевальной смены, такой же, на которой когда-то была и я. Там были младшие девочки из Академии. Они меня узнали и так смотрели! А я теперь будто уже на другой стороне – не ученицы, а взрослой артистки. Снова оказаться в «Сириусе» и выступить здесь уже в новом качестве оказалось очень необычно и приятно.