Искусство читать текст заключается в умении создать необходимые для этого условия, а именно: правильные время, место и компания. Это было доказано на встрече участников программы «Литературное творчество» и проектировочного семинара «100 проектов про чтение» с Димой Зицером, доктором педагогических наук, директором школы неформального образования «Апельсин».
Встреча, которую невозможно назвать ни лекцией, ни уроком, ни семинаром, прошла в два этапа. Первое, что сделал Дима, - предложил всем ста восьмидесяти участникам сесть в один большой круг, чтобы обсудить различные вопросы, связанные с процессом чтения. Что значит читать выразительно? Какой смысл в том, чтобы читать вслух? Как это делать, чтобы получилось эффективно? Первую часть встречи Дима вел активный диалог со школьниками.
После обсуждения Дима предложил участникам встречи распределиться на группы не более восьми человек в каждой. Группы получили тексты, которые читались вслух по кругу: когда читающий понимал, что не хочет продолжать, его подхватывал следующий. Когда чтение было окончено, Дима предложил составить пять вопросов к тексту. «Обратите внимание: вопросы – это штука искренняя», - уточнил он. «И они должны быть заданы только в том случае, если вы действительно не знаете ответ». Составив и записав пять вопросов, команды отправили по одному представителю в соседние группы, чтобы он смог обсудить эти вопросы с другими участниками. Такая форма работы с текстом называется «Кафе-мидраш».
Аудитория отблагодарила Диму Зицера бурными аплодисментами. Дарья Старкова, участница семинара «100 проектов про чтение», поделилась впечатлениями объяснила, как полученные знания и навыки пригодятся в дальнейшем. «Встречу я бы назвала "театром одного актера", уж очень Дима эмоционален. Мы читали тексты разными способами по группам. Мне кажется такой прием работы интересным, преимущественно для средних классов. Старшим, может быть, не хватило в этой форме работы глубокого анализа текста. Зато была создана площадка для дискуссии. Мне понравилась идея Димы Зицера о том, что текст может быть прочитан, если мы соотносим его с нашим собственным Я. Наверное, через собственное освоение текста можно прийти к разным смыслам. Собственно, этим мы и занимались на встрече».