
Герард Исмагилов — инженер-робототехник, он создаёт подводных роботов и беспилотные летательные аппараты. Среди уже «запатентованных» — дрон-перехватчик, который может развивать скорость до 350 км/ч и перехватывать другие летательные объекты; БПЛА «Пламя-9» и «Пламя-10», способные потушить пожар, произвести сканирование и анализ объектов в сельскохозяйственной и нефтегазовой сферах. Важно, что все комплектующие для установок производятся в Челябинской области, на отечественных компонентах.
Робототехникой Герард увлёкся в пятом классе, когда в челябинском Физико-математическом лицее № 31 появилась лаборатория современных технологий. С седьмого класса начал создавать собственные проекты: машинки для грузоперевозок, роботов-футболистов и манипуляторы для 3D-моделирования. Интересно, что с трёх до шестнадцати лет Герард занимался спортивной гимнастикой и даже стал кандидатом в мастера спорта.
«Совмещать спорт и учёбу — это как жонглирование. В конечном итоге выбрал учёбу. Спортивную карьеру завершил в 16 лет, но наработанные навыки — дисциплина и умение ставить цели — остались со мной. До сих пор помню слова тренера: “Не получается? Значит, не хочешь!” Эти уроки и самодисциплина с тех пор всегда меня выручают».
В «Курчатов Центре», региональном центре по модели «Сириуса», Герард делится со школьниками секретами создания проектов для конкурса «Большие вызовы» и выступает с интерактивными лекциями на темы «Как использовать ChatGPT в повседневной жизни» и «Как распознать текст от нейросети».
Его цель — познакомить подростков с возможностями нейросетей и раскрыть секреты работы языковых моделей типа ChatGPT и Яндекса.
С «Посейдоном» покорил глубины моря
В «Курчатов Центре» Герард Исмагилов реализовал свой первый серьёзный проект — подводный комплекс «Посейдон». На разработку ушло почти три года. Презентовал его на региональном этапе конкурса «Большие вызовы» в направлении «Освоение Арктики и Мирового океана».
Что внутри «Посейдона»? Камера, компьютер и мотор, способный выстоять под давлением воды и в леденящих температурах. Управляет комплексом автопилот, который тщательно обследует нефтяные и газовые скважины, передавая ценные данные диспетчеру.
«Главное преимущество комплекса — полная автономность. Его не заменить при поиске протечек, коррозий и исследовании последствий аварий на глубине. Водолазы, конечно, могут справиться, но это опаснее и дороже. Аппарат уже прошёл морские испытания в Образовательном центре «Сириус», где его тестировали в самых разнообразных условиях и течениях».
Сириус, я вернусь!
Герард узнал о Сириусе из новостей по федеральному каналу и загорелся желанием побывать там. На летнем отдыхе в Сочи он уговорил родителей заехать в Сириус.
«Я, тогда ещё семиклассник, стоял перед впечатляющим кампусом Образовательного центра «Сириус», твёрдо решил: вернусь сюда участником программы. Правда, получилось это только через пару лет из-за карантина. Это место стало для меня настоящей кузницей робототехников: здесь я научился программировать и конструировать подводных роботов».
Герард трижды становился победителем конкурса «Большие вызовы». В Сириусе его самым серьёзным проектом стал подводный аппарат — роботизированный водолаз. Аппарат можно использовать для проверки состояния трубопроводов, линий связи, металлоконструкций под водой, мониторинга эрозии дна и измерения рельефа.
Искусство использования ChatGPT
В «Курчатов Центре» Герард делится со школьниками секретами создания проектов для конкурса «Большие вызовы». Ребята узнают, как правильно оформить презентацию и блеснуть на публичных выступлениях. На интерактивных лекциях «Как использовать ChatGPT в повседневной жизни» и «Как распознать текст от нейросети» он объясняет, как отличать текст, написанный искусственным интеллектом, и использовать ChatGPT и текстовые генераторы в исследованиях.
«Цель лекций — научить школьников использовать нейросети для достижения полезных целей. Мы показали ребятам принципы работы лингвистических моделей, таких как ChatGPT и Яндекс. Провели опрос-исследование и доказали: сгенерированный текст легко узнать без человеческой правки. Искусственный интеллект может быть таким же помощником, как инструкция для LEGO, — помогает собрать крутой продукт».
Робот-доставщик и миниатюрный танк
Герард заканчивает второй курс факультета прикладной математики в Университете науки и технологий МИСИС. Но учёба для него — только часть профессионального развития: он активно участвует во всероссийских конкурсах, форумах и фестивалях по робототехнике. На хакатоне «Кубок РТК: Высшая лига» его команда завоевала первое место, создав автономного робота-доставщика, способного ориентироваться в городе.
«Мы сделали робота, который распознаёт дорожные знаки и, пользуясь ими, умеет следовать маршруту. Проект объединил технологии компьютерного зрения и автономной навигации. Ориентируясь по карте и знакам, наш робот чётко прошёл трассу и остался в своей полосе, что принесло нам дополнительные сто баллов».
На форуме АРМИЯ-2024 он презентовал два проекта: первый — новый подводный робот, теперь с гибридным управлением, а второй — напоминающая миниатюрный танк универсальная гусеничная платформа для доставки грузов и боеприпасов.
Роботы и дроны — будущее наступило
Герард — разработчик беспилотных летательных аппаратов. Руководит целым отделом робототехники в компании, которая производит устройства из отечественных комплектующих.
«Мы разрабатываем дроны с использованием деталей, произведённых на заводах Урала. Один из последних проектов — дрон-перехватчик, который может развивать скорость до 350 км/ч и ловить быстро движущиеся объекты. Он также оснащён системой компьютерного зрения, которая помогает ему лететь самостоятельно. За роботами и дронами — будущее. Беспилотные летательные аппараты будут использоваться в разных сферах: коммуникации, транспорте, научных исследованиях, сельском хозяйстве. Создание дронов требует новых идей и решений. Моя мечта — открыть на Урале завод, способный производить до 10 тысяч беспилотников в день, и центр, где ребят будут обучать современным технологиям, производству БПЛА и робототехники».
Герард гордится, что создаёт беспилотники с нуля, используя детали, которые производят в родном Челябинске. В его амбициозных планах — спроектировать коптер с грузоподъёмностью до 100 кг груза. Обязательный момент — его производство должно быть в Челябинской области, на отечественных компонентах.