help@sirius.online ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

В Сириусе прошла трёхдневная конференция «Система выявления, развития и поддержки талантов: актуальные вызовы и перспективы». Более 170 руководителей, представителей попечительских и экспертных советов региональных центров, работающих по модели Сириуса, региональных команд органов управления в сфере образования приехали со всей России на федеральную территорию. Здесь они обсудили задачи улучшения работы региональных центров и совершенствования систем поиска и раскрытия талантов. 

Участников конференции приветствовала руководитель Образовательного Фонда «Талант и успех», председатель Совета федеральной территории «Сириус» Елена Шмелева. Она рассказала о достижениях Образовательного центра, о том, как выстраиваются система подготовки молодых кадров и проекты технологического лидерства в экосистеме Сириуса, а также о перспективах её развития.

В первый день конференции участники включились в разработку проектных инициатив по созданию возможностей для выявления, поддержки и дальнейшего сопровождения талантливой молодёжи в построении карьеры в области науки. Курс работы конференции задал заместитель руководителя Фонда «Талант и успех» Антон Гусев. Он обозначил важность включения региональных центров по модели Сириуса в комплексный план по развитию социально-методического образования, а также необходимость совместной актуализации правил выявления талантливых детей и молодёжи, и сопровождения их дальнейшего развития.

Антон Гусев отметил, что образовательные мероприятия в регионах должны методически координироваться через региональные центры. Важно обсуждать, как должно выстраиваться это сотрудничество, чтобы обеспечить не формальное участие центров, а их тесную интеграцию. 

Второй день конференции начался с обсуждения проекта «Школы – ассоциированные партнёры “Сириуса”», в рамках которого учебные заведения внедряют в образовательный процесс методические наработки Фонда «Талант и успех». В школах формируются классы с углублённым изучением естественно-научных дисциплин с акцентом на проектную деятельность под руководством партнёров — представителей компаний. Одна из глобальных целей проекта — подготовка будущих научно-технических кадров для развития экономики субъектов федерации. Ключевым моментом стали презентации эффективных практик регионов в реализации образовательных программ. 

Региональный центр Свердловской области «Золотое сечение» представил на конференции опыт реализации образовательных программ и мероприятий в области искусства. Особое внимание в Центре уделяется развитию музыкально-исполнительского искусства. Ключевое событие направления — межрегиональный конкурс «Золотая нота», где юные музыканты демонстрируют свои таланты.


«Уникальность образовательной программы по искусству заключается в её продуманной структуре, особенно в части музыкально-исполнительского искусства. Этого удалось достичь благодаря сотрудничеству с партнёрами, такими как Уральская музыкальная школа-колледж, которая оказывает постоянную экспертную поддержку в проектных сменах. На конференции обсуждалась проблематика перелома в российском оркестровом ландшафте. «Золотое сечение» активно работает и в этом направлении. Например, летом у нас пройдут две оркестровые смены, в рамках которых юным музыкантам предстоит за две недели стать полноценным оркестром. Это станет для них серьёзным профессиональным вызовом», — говорит заместитель директора Фонда «Золотое сечение» Свердловской области Жанна Дербышева.

Третий день был ориентирован на обсуждение вопросов межведомственного взаимодействия в регионах и организацию образовательных программ с участием партнёров. Также прошли мастер-классы по обмену опытом, где представители региональных центров поделились наработками. 

В региональном центре Томской области «Пульсар», помимо основных направлений по науке, искусству и спорту, успешно реализуется приоритетное для региона направление «Предпринимательство». Центр также делает акцент на проектной деятельности, уделяя особое внимание Всероссийскому конкурсу научно-технологических проектов «Большие вызовы». В этом году «Пульсар» достиг значительных успехов: 18 школьников стали победителями и призёрами регионального этапа конкурса. Одним из самых результативных направлений среди участников оказалось «Агропромышленные и биотехнологии».


«Программа “Предпринимательство” — уникальная особенность центра “Пульсар”. Она реализуется в несколько этапов: сначала проводится интенсивная профильная смена, затем — дистанционный курс “Сезон проектов”, где участники прорабатывают бизнес-проекты в логике жизненного цикла проекта, а завершается всё межрегиональным фестивалем проектов СТАРТАП-70, входящим в перечень Минпросвещения России. В результате у школьников появляется возможность коммерциализировать, в том числе, научно-технологические проекты и прокачать важные навыки, такие как критическое мышление, умение налаживать коммуникации и создавать коллаборации. Мы также активно сотрудничаем с региональными производственными компаниями и вузами. Как отмечают томские университеты, работать с учащимися “Пульсара” хотят и готовы все», — рассказала руководитель регионального центра развития талантов «Пульсар» Томской области Елена Захарова.

Севастопольский региональный центр «Альтаир» поделился опытом проведения программы «Сириус.Лето»: начни свой проект», которая направлена на вовлечение школьников в решение актуальных проектных задач. Центр реализует профильные программы по науке, искусству и спорту, активно сотрудничает с региональными вузами и научно-исследовательскими институтами. Например, программа по экобиотехнологиям проводится при поддержке Института биологии южных морей. Специально для школьников здесь созданы две высокотехнологичные лаборатории — микроскопии и ДНК-исследований. «Альтаир» — первый центр одарённых детей, где был включён киберспорт как образовательное направление. 


«Мы объединили в единую цепь три конкурса, которые ранее существовали отдельно друг от друга: “Сириус.Лето”, межрегиональный конкурс-защита научно-исследовательских работ МАН и “Большие вызовы”. Создали такую экосистему, в которой участники поэтапно вовлекаются в проектную деятельность. Для достижения результатов мы установили жёсткое требование: участник должен довести проект до финального этапа — конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», — заявил руководитель регионального центра выявления и поддержки одарённых детей Севастополя Сергей Пасеин. — В планах Центра продолжить работу над созданием новых конкурсов. Особое внимание уделяем вовлечению регионов, ведём активное взаимодействие с новыми регионами: приглашаем педагогов, показываем, как проходят профильные смены, оказываем поддержку по нормативной базе. Недавно мы запустили конкурс по мультипликации, в котором уже принимают участие 36 регионов».

Помимо обсуждения актуальных для регионов вопросов, участники конференции познакомились с особенностями научно-образовательной экосистемы Сириуса: посетили центр робототехники проектного направления «Прорыв», Среднюю специальную музыкальную школу, Научно-технологический университет и Президентский Лицей.

Поделиться
Подать заявку
© 2015–2025 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!