В региональном центре по модели Сириуса «Персей» в Иркутской области состоялся слёт участников научно-технологической программы «Уроки настоящего». Более сотни старшеклассников из 13 студий на десять дней погрузились в мир нейронаук и ИТ, чтобы создать собственные продукты для развития мышления.
Уроки настоящего» — это дистанционная программа Сириуса, которая проводится по всей стране. По её условиям в свободное от учёбы время участники программы собираются в школьных студиях или на базе региональных центров по модели Сириуса и решают небольшие исследовательские и прикладные задачи от партнёров Сириуса. В этот раз региональный центр решил собрать на одной площадке сразу несколько студий и совместно поработать над задачей.
Участникам предстояло создать прототип тренажёра ингибиторного контроля — когнитивной функции мозга, которая отвечает за самоконтроль, помогает сохранять дисциплину и концентрироваться, когда это необходимо. Такую задачу предложили эксперты Научного центра когнитивных исследований Университета «Сириус». Задача была реализована под руководством экспертов кафедры социологии и психологии ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет».
Как велась работа
Каждая студия назначила ответственных за то или иное направление работы. Психологи-исследователи глубоко изучали нейрофизиологию, придумывали механику будущих игр и готовили научное обоснование.
Дизайнеры интерфейса в специальной программе создавали визуал и удобный UX для веб-приложений. А программистам предстояло написать код, чтобы превратить идею в работающий продукт. Результатом стали полноценные прототипы, а некоторым командам удалось разработать почти готовые для использования версии веб-тренажеров или сбалансированные настольные игры. Каждый вечер команды проводили планёрки, тестировали наработки на других участниках смены и корректировали задачи.
«Мне эта задача интересна, в первую очередь, лично. Я бы с радостью сам попробовал такой инструмент, чтобы проверить, как он помогает развивать дисциплину, самоконтроль и другие когнитивные навыки. Для меня “Уроки настоящего” — это не просто возможность получить новые знания, например, в программировании. Это шанс сразу применить их в проекте, поработать в команде, а ещё получить обратную связь и честную оценку от экспертов», — говорит семиклассник Заларинской средней образовательной школы № 2 Иван Осипов.
В конце программы каждая команда защитила свою работу перед экспертами — педагогами регионального центра и заказчиками проекта — специалистами психологической службы «Сириуса». Эксперты отобрали лучшие решения и дали командам рекомендации по доработке их решений.
«“Уроки настоящего” показали, на что способны школьные команды. Я всегда интересовалась психологией, поэтому тема ингибиторного контроля меня сразу зацепила — она такая нестандартная и действительно прикладная. И мы справились: наша команда сделала всё от начала до конца и получила классный итог. Это ценный опыт», — отметила девятиклассница средней общеобразовательной школы № 2 посёлка Усть-Уда Евгения Шипицына.
«К решению задачи активно подключились и наставники, и участники программы. Педагоги предварительно разработали упражнения для диагностической аппаратуры (активациометр, ЭЭГ), оценивающей состояние нервной системы и активность полушарий мозга. Эти методики две недели тестировали в лаборатории вместе с коллегами и студентами. Проект объединил детей из разных сфер — психологии, программирования, дизайна. Такой междисциплинарный подход позволил пройти весь путь — от замысла до продукта — и наглядно продемонстрировать школьникам, как изучаются и развиваются когнитивные процессы», — отмечает заведующая кафедрой социологии и психологии Байкальского государственного университета Екатерина Зимина.
В ближайшем будущем ряд студий намерены продолжить работу над проектами и провести настоящие исследования с использованием созданных тренажёров. С этими проектами они смогут принять участие во Всероссийском конкурсе Научно-технологических проектов «Большие вызовы». Сейчас ребята вернулись в свои школы, чтобы продолжать работу, а уже весной 2026 года лучшие из них встретятся вновь на весеннем слёте в «Персее», чтобы показать итоги своих исследований.
Программа «Уроки настоящего» реализуется весь учебный год и доступна в школах по всей стране. Она позволяет сделать первый шаг в проектной деятельности. Каждый месяц участники школьных студий решают небольшие исследовательские и прикладные задачи от партнёров Сириуса. На выполнение каждого задания даётся месяц, после чего решение нужно загрузить на платформу «Сириус.Курсы» и защитить перед заказчиком онлайн. Эксперты оценивают лучшие решения каждый месяц. Любой школьник страны может присоединиться к действующей студии «Уроков настоящего» или инициировать открытие новой и стать её руководителем. Для этого нужно получить разрешение директора образовательного учреждения и подать заявку. Все подробности — на официальном сайте «Уроков настоящего».