8 (800) 100 76 63

Что может указать современным подросткам путь к книге, хотят ли они читать Толстого или наступило время литературного забытия, когда правит «клиповое сознание», юным литераторам декабрьской смены предложили разобраться вместе с писателем, литературным критиком, публицистом, телеведущим, автором учебников по литературе для старшеклассников издательской группы «ДРОФА – ВЕНТАНА» Александром Архангельским.

Буктрейлер, по-другому, короткий видеоролик о книге, нечто созданное на стыке визуального творчества, литературы и Интернета. Хотим мы этого или нет, но это новая форма творчества, направленная на развитие культуры чтения, об отсутствии которой сейчас так много говорят вокруг.

– Буктрейлер, по сути, это видеопрезентация книги, реклама ее содержания.   Создание таких видеороликов может стать частью образовательного процесса?

– Современный процесс преподавания в школе должен учитывать все современные возможности. В том числе видео, которое тоже должно быть на службе у текста. В новых учебниках такие задания уже встречаются, например, задание по сопоставлению книги и ее экранизации, следующий пример – учимся рецензировать произведение, создавать лонгриды, такие универсальные тексты в мультимедийном оформлении фотографий и с элементами графики.

– Накануне Вашего визита юные участники литературной смены «Сириуса» получили творческое задание сделать буктрейлер по любой выбранной книге. Что из этого вышло?

– Строгого учебного задания «Сделать буктрейлер» не было. Задача была попробовать новые форматы работы, поэкспериментировать на предмет «интересно–неинтересно». Ребята сами, как-то инстинктивно, развернулись в сторону буктрейлера, обратившись в презентации текста к видеопоэзии, мини-кино.

 Среди педагогов сегодня принято бить тревогу, будто картинка вытесняет текст, а под влиянием современных digital-технологий дети все реже берут книги в руки?

– Все что, я увидел в «Сириусе», в корне опровергает этот тезис. Ребята любят литературу, умеют её понимать. Ясно, что видео – это не зло, это лишь дополнительная возможность самых разных решений. Люди могут использовать видео как раз для того, чтобы рассказывать о тексте.

– В своих проектах ребята выбирали Грина, Хемингуэя, Кэрролла, Есенина. Если говорить о читательских предпочтениях современных подростков, какие книги вы могли бы рекомендовать к прочтению как обязательные?

– Я не буду перечислять классику, которая составляет ядро школьной программы. Но есть целый раздел литературы, где со страниц книг герои-подростки рассказывают истории о том, что важно здесь и сейчас тому, кто вошел в «сложный возраст».

Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак – авторы целого цикла книг о современных подростках. Тем, кто помладше, интересными могут показаться книги Марии Парр, её «Тоня Глиммердал»; «Сахарный ребенок» Ольги Громовой, «Класс коррекции» Екатерины Мурашовой. Те книги, в которых сверстники читателя сталкиваются с неоднозначными жизненными обстоятельствами, преодолевают их, борются, спорят, побеждают или проигрывают – в общем живут. Пример такой книги «Дом, в котором…» Мариам Петросян.

– На какие произведения современной литературы стоит обратить внимание тем, кто постарше?

 – Ну, старшеклассникам, думаю, было бы полезно после «Войны и мира» познакомиться с романом Владимира Маканина «Асан». Сюжет из Чеченской войны, войны другой эпохи, не такой, как у Толстого. Но проследить преемственность и толстовский след здесь явно можно. Сравнить две эпохи, две войны, двух авторов – было бы крайне полезно и важно. Мне кажется, внимания достоин документальный роман Леонида Юзефовича «Зимняя дорога», который не так давно получил премию «Большая книга». Это в общем-то о Гражданской войне в России. О людях, которые попадают в водоворот жизненных событий, неоднозначных перипетий, ложных судеб.  Если советовать выпускникам, то для 10-11 класса я бы по рекомендовал роман «Поправки» Джонатана Франзена.

– В каком формате Вы порекомендуете читать, в электронном или в традиционном бумажном?

– Да в любом. Главное здесь - «читать». Более того, мне кажется, скоро мы придём к такому варианту, когда первое чтение будет электронное, ознакомительное. А потом, в случае, если книга оказалась по сердцу, будем перечитывать уже ее печатную версию. Мне кажется, в будущем предпочтения сохранятся: 25% на 75% в пользу бумажного аналога.  

– Вы являетесь автором и соавтором нескольких учебников по литературе. Каким, по Вашему мнению, должен быть идеальный учебник по литературе?

 – Не может и не должно быть идеального учебника. Учебники должны быть разные, потому что у нас больше нет единого чтения, а в литературе невозможна единая интерпретация. В школе почти все зависит от учителя. Он, как никто другой, должен знать, каких детей он обучает, их вкусы, способности, на каких темах с этими ребятами стоит остановиться и «копнуть поглубже», а что без ущерба можно пройти поверхностно. Поэтому любой учебник – это лишь подспорье для учителя.

*Александр Архангельский – писатель, публицист, литературовед, телеведущий программы «Тем временем» на телеканале «Культура». В 2006 году дебютировал с романом «1962». Автор более полутора десятков книг, лауреат премий «Золотое перо», российско-итальянской премии «Москва-Пенне», премии правительства РФ, ТЭФИ и др. Под редакцией А. Н. Архангельского создан учебник по литературе для 10 класса (линия Архангельского-Агеносова) издательской группы «ДРОФА – ВЕНТАНА», выдержавший почти два десятка изданий.

Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2017 Фонд «Талант и успех»