Красивый звук виолончели часто сравнивают с тембром человеческого голоса. Удивительно, что инструмент, без которого сегодня не обойдется ни один симфонический оркестр, изначально числился в рядах струнных групп участником второстепенным. Принято считать, что первым возможности виолончели разглядел Бетховен. Ее звучанием вдохновились многие композиторы, и сейчас, по количеству написанных для нее сочинений, виолончель уступает только скрипке.
Чистый, певучий звук инструмента юные музыканты из Санкт-Петербурга, Москвы, Тюменской области и Республики Коми продемонстрировали в отчётном концерте виолончельной музыки. Творческому вечеру предшествовала серия мастер-классов заслуженного артиста России, профессора Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова Алексея Зиновьевича Массарского.
– На концерте прозвучала и одной пятой всего репертуара виолончельной музыки, которую мы с ребятами прошли во время занятий. Мы познакомились со многими пьесами, произведениями крупной формы. На отчетном концерте ребята выполнили все чисто. У одной из участниц сломался колок, ей пришлось играть на чужом инструменте, но она благополучно завершила свое выступление. Меня радует, что они могут собраться даже в таких экстремальных ситуациях, – рассказывает Алексей Массарский.
В программу концерта виолончельной музыки вошли произведения Иоганна Баха, Генри Экклза, Михаила Глинки, Давида Поппера, Антонина Дворжака, Петра Чайковского – сонаты и ноктюрны великих композиторов, созданные для виолончели в XVIII – XX вв.
– Я исполнил Паганини: вариации на одной струне на тему из оперы «Моисей в Египте». Яркое, виртуозное сочинение позволяет показать возможности инструмента. Разучил его всего за две недели. Но вывести его на уровень, достойный концерта, мне помогли мастер-классы с Алексеем Зиновьевичем – он дал мне ценные советы по аппликатуре и технике. Мы много работали и над постановкой правой руки. Очень важно, чтобы она была свободна, пластична, – говорит Архип Шерстенников (16 лет, город Москва).
Участники концерта признаются: во время учебной смены в «Сириусе» они получили много полезных практических советов. По возвращении домой они сразу начнут большую работу по закреплению полученных знаний. И если выпадет возможность еще раз встретиться с педагогом Массарским, они непременно продемонстрируют своему наставнику творческие успехи.