В рамках направления «Изобразительное искусство» Образовательный центр проводит программы по основам анималистической скульптуры, где ведущие скульпторы России рассказывают о создании скульптур животных.
Сергей Кривцов, автор программы, преподаватель Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, провел видеокурс о создании скульптуры «Собака», в котором рассказал про все творческие этапы от проволочного каркаса до законченного произведения.
Видеоурок 1
Главное в любом художественном произведении – это идея и композиция, поэтому начните с эскизов на бумаге. Набросайте вашу идею с разных ракурсов, не увлекаясь прорисовкой мелких деталей. Разберите композиционное решение и основные пропорции.
Видеоурок 2. Создаем каркас
Основой любого скульптурного каркаса является глаголь. Именно он несет на себе всю жесткость конструкции и позволяет передать любое движение и композицию. Собирая на нем каркас, не спешите. Все детали крепите надежно и плотно сматывайте между собой. Представляйте, что каркас должен располагаться примерно в сердцевине вашей скульптуры.
Видеоурок 3. Прокладка каркаса пластилином. Начало формирования «механизма» произведения
На начальном этапе прокладываем пластилин по каркасу плотно тонким слоем, чтобы в дальнейшем объемы хорошо держались и не съезжали. При необходимости подправляем каркас согласно нашей композиции. Закладываем основу грудной клетки и таза.
Видеоурок 4. Формируем «механизм» скульптурного произведения
На этом этапе закладываются основные объемы скульптуры. Находим их взаимодействие между собой и увязку композиции в целом.
Сергей Кривцов напоминает, что скульптура в мягком материале идет по пути постепенного набора массы.
Видеоурок 5. Набор массы произведения. Часть 1
На этом этапе постепенно увеличиваем объемы. Помните: скульптура, как живой организм, должна расти равномерно и пропорционально.
Сергей Кривцов отмечает, что необходимо как можно чаще поворачивать свою работу, не задерживаясь долго над одним ракурсом.
Видеоурок 6. Набор массы. Часть 2
Продолжая постепенный набор общих масс произведения, параллельно следите за основными соотношениями и пропорциями. Корректируйте их по мере необходимости.
Видеоурок 7. Набор массы. Часть 3
Набирая объемы, следите за соблюдением основных линейных пропорций – общей длины к ширине и высоте, соотношением размеров головы к грудной клетке и конечностям.
Видеоурок 8. Набор массы. Часть 4
Очень важной частью скульптурной композиции является плинт. Необходимо сделать его гармоничным и соразмерным общему замыслу произведения. Продумать его конфигурацию, толщину и фактуру.
Видеоурок 9. Проработка объемов
На этом этапе движение идет от общего к частному. Теперь набранную массу начинаем разбирать на более мелкие объемы и детали.
Сергей Кривцов обращает внимание на необходимость использования в работе скульптурных стеков.
Видеоурок 10. Работа с деталями. Часть 1
Прорабатывая голову, обращайте внимание на соотношение черепной и челюстной части, переход от лба к морде, расположение и форму глаз и ушей.
Видеоурок 11. Работа с деталями. Часть 2
При пролепке лап обратите особое внимание на углы в плечах, локтях и коленях. Постарайтесь проработать мышцы и суставы. Важное значение имеет деталировка пальцев.
Видеоурок 12. Завершаем работу
На финальном этапе прорабатываем поверхность скульптуры. Добавляем фактуру и мелкие штрихи, необходимые для формирования целостного художественного образа.
Сергей Кривцов обращает внимание, что на всех этапах работы неоценимую помощь вам окажут наблюдения, зарисовки, фото- и видеоматериалы и по возможности анатомические схемы.