help@sochisirius.ru
2-25 апреля 2018

Литературное творчество: «Научная фантастика»

Образовательная программа будет реализована на базе специализированной образовательной среды, выстроенной в логике литературной метафоры НИИЧАВО им. А. и Б. Стругацких – «Понедельник начинается в субботу».

 

 

Участники

Школьники 14–17 лет, добившиеся успехов в изучении русского языка и литературы, литературном творчестве, а также проявившие себя в познавательной, исследовательской, проектной и иных формах творческой деятельности. 

Как можно подготовиться к программе?

Программа «Литературное творчество» является живым памятником советским фантастам — братьям А. и Б. Стругацким. Прочитать (перечитать) повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Быть готовым принять участие в литературных дискуссиях, посвященных современной (изданной на рубеже ХХ и ХХI веков) литературе для подростков и молодежи. 

Прочитать (перечитать) следующие книги:

А. и Б. Стругацкие «Гадкие лебеди», «Спонтанный рефлекс»

Дмитрий Глуховский, «Будущее»

Герберт Уэллс «Война миров»

Сергей Лукьяненко «Черновик»

Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»

Энди Вейер «Марсианин»

Рэй Бредбери «451 градус по Фаренгейту», «Улыбка», «И грянул гром», другие рассказы

Ле Гуин Урсула «Слово для леса и мира — одно»

Айзек Азимов «Сами боги», «Штрейкбрехер»

Роберт Шекли «Страж-птица»

Гарри Гаррисон «Рука Закона»

Станислав Лем «Кибериада»

Программа

Цели и задачи: программа направлена на развитие мотивации и способностей школьников к литературному творчеству.  Участие в программе поможет учащимся найти сферу жизненной самореализации, разработать долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут.

Все участники программы в ходе ее реализации:

  • в составе творческого коллектива примут участие в исследовательском проекте;
  • проявят себя в одном из жанров литературы, создав авторский текст;
  • изучат методики социального проектирования и активного взаимодействия с потенциальными и реальными читателями;
  • прослушают цикл лекций по литературе, станут участниками мастер-классов и семинаров;
  • получат возможность стать участником мастерских, расширяющих и дополняющих возможности литературного творчества;
  • станут активными участниками дискуссий и творческих акций, связанных с литературным творчеством;
  • совершат литературные путешествия (районы Олимпийского Сочи, Большого Сочи, Адлера).

 

Литературные семинары

«Утопия и антиутопия» — Пугач Вадим Евгеньевич, старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук, член Союза писателей Санкт-Петербурга, член Союза российских писателей.

«Конструирование сюжета» — Лазарчук Андрей Геннадьевич, член союза писателей Санкт-Петербурга, русский писатель-фантаст, переводчик, поэт.

«Фантастика. Как стать писателем: путь на вершину горы» — Столяров Андрей Михайлович, лауреат Всероссийского интеллектуального конкурса «Идея для России», эксперт Международной ассоциации «Русская культура», руководитель Петербургского интеллектуального объединения «Невский клуб»; член Союза писателей РФ.

«Фантастика. Мифология» — Алферова Татьяна Георгиевна, главный редактор, член СП СПб, член Союза российских писателей.

«Сказка» — Щелкунова Светлана Анатольевна, член Союза Писателей Санкт-Петербурга, автор и ведущий Школы Юных Сказочников, лауреат международного конкурса «Сказка сегодня» (2015).

 

Мастерские письма

  ·        Азбель Анастасия Антольевна — «Мастерская разумных суждений и научного бреда» 

Участникам мастерской предстоит стать специалистами в области будущего, поработать с пророчествами, предсказаниями и прогнозами. Также стажеры смогут освоить аналитические инструменты построения суждений и аргументов. В качестве результата будут созданы тексты — решение парадоксальных кейсов. 

·          Жданова Валерия Алексеевна — «Мастерская неожиданных финалов: как написать новеллу»

Новелла — один из самых сложных литературных жанров: с одной стороны, она стремится к небольшому объему, с другой — текст нужно наполнить таким увлекательным сюжетом, от которого читатель не сможет оторваться, не дойдя до финала. В рамках занятий мастерской участники напишут собственную новеллу, а в завершении работы попробуют себя в качестве критиков и редакторов готовых текстов.

·         Илюшин Леонид Сергеевич — «Мастерская живого текста»

Во время работы в мастерской ее участники попробуют себя в жанре кратких путевых заметок (путеводителя). На занятиях будут выполняться упражнения, развивающие навыки афористичного письма, словесной иллюстрации, парадоксального взгляда на привычные вещи и события. Результатом работы мастерской станет текст путеводителя по апрельскому «Сириусу», возможно, написанный от лица вымышленного фантастического персонажа.

 ·         Ожерельева Ольга Леоновна — «Кино. Герой. Сириус»

Превращение — это всегда неизвестность, никогда не знаешь, что из этого получится. Ну а превращение текста — процесс особенно интересный. На мастерской нам предстоит необычная работа: от перевода стихов в прозу до покушения на великих: писать, как Чехов, Бунин, Достоевский.

 ·         Сидорович Александр Владимирович — «Анонс текстов и редактирование»

Превращение — это всегда неизвестность, никогда не знаешь, что из этого получится. Ну а превращение текста — процесс особенно интересный. На мастерской нам предстоит необычная работа: от перевода стихов в прозу до покушения на великих: писать, как Чехов, Бунин, Достоевский.

 

Мастерские текстов новой природы

·         Браташ Валентина Сергеевна — «ИЗОтекст. Рисуем текст от букв до звуков»

В результате работы в мастерской ее участники смогут емко излагать информацию в виде скетчей (функциональный рисунок), собрать портфолио работ-зарисовок​. 

·         Зверева Валерия Сергеевна — «Текст превращается в игру»

На занятиях участники мастерской узнают, как найти захватывающую историю, которую они смогут рассказать большой аудитории, познакомятся с форматом TED-конференции, узнают секреты хорошей презентации и подготовят свое выступление в формате стендап. 

·         Манухина Софья Владимировна — «Пиши, снимай»

Мастерская «Пиши, снимай» — это творчество в двух измерениях. Здесь полет фантазии приобретает два вида текста: сценарий (вербальный), видео (визуальный). Участники создадут мультфильм в технике stop-motion.

·         Мокрушан Анастасия Андреевна — «Мастерская визуального текста»

На занятиях мастерской участники познакомятся с инфографикой как способом визуализации текста и узнают, как превратить любую информацию в «текст новой природы», способный привлечь внимание самой широкой аудитории.

·         Чэн Глеб Николаевич — «Цифровой сторителлинг»

Во время работы в мастерской участники смогут поработать в качестве веб-дизайнеров, художников, фотографов и журналистов. Научатся создавать яркие и запоминающиеся истории в формате лонгрида.

 

Литературный проект

«Человечество через тридцать лет. Окно в будущее»

Заказчик: журнал «Русский Репортёр»

Цель: на основании анализа текстов научно-фантастического характера (проза в жанре фантастики, классика отечественных и зарубежных авторов), а также с привлечением любых других документальных и художественных текстов, доступных проектной команде, с использованием известных или освоенных в ходе проектирования методов прогнозирования провести прогностическое исследование «возможного будущего», написать и защитить доклад на тему «Человечество через тридцать лет. Окно в будущее».

Название проекта

1.  Человек и его первый контакт


2.  Человек и его ценности
 
3.  Человек и искуственный интеллект 
 
4.  Человек и природа
 
5.  Человек и робот
 

     Техническое задание:

1. Проанализировать тексты жанрового направления: научная фантастика, социальная фантастика, фэнтэзи (возможны и другие)

2. Разработать проект исследования одной из пяти тем.

3. Оформить письменный документ — доклад по теме, соответствующий критериям:

— структура;

— содержательность;

— ссылки на документальные и художественные источники;

— иллюстрации к докладу (возможны в визуальной форме и в форме компьютерной презентации);

— полнота (не менее 5 страниц текста по структуре доклада).

4. Представить доклад в публичном выступлении (защита). В процессе защиты придерживаться критериев:

— уровень аргументации;

— содержательность;

— ораторское и артистическое мастерство;

— участие в полемике.

Защита проекта:

1. Публичный доклад

2. Представление результатов в формате защиты (оформленный в письменном виде проект).

Выступление – до 15 минут.

Ответы на вопросы – до 10 минут.

Подведение итогов защиты – 5 минут.

 

Руководители

Казакова
Елена Ивановна

Доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики СПбГУ, заместитель директора Центра русского языка и славистики РАО

Данилова
Галина Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета

Альманах

В рамках реализации программы «Литературное творчество» лучшие работы стажеров публикуются в «Альманахе» Образовательного центра «Сириус». 

Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2018 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!