help@sochisirius.ru
2-25 апреля 2018

Литературное творчество: «Научная фантастика»

Образовательная программа будет реализована на базе специализированной образовательной среды, выстроенной в логике литературной метафоры НИИ ЧАВО им. А. и Б. Стругацких – «Понедельник начинается в субботу».

 

 

Участники

Школьники 14–17 лет, добившиеся успехов в изучении русского языка и литературы, литературном творчестве, а также проявившие себя в познавательной, исследовательской, проектной и иных формах творческой деятельности. 

Как можно подготовиться к программе?

Программа «Литературное творчество» является живым памятником советским фантастам — братьям А. и Б. Стругацким. Прочитать (перечитать) повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

Быть готовым принять участие в литературных дискуссиях, посвященных современной (изданной на рубеже ХХ и ХХI веков) литературе для подростков и молодежи. 

Прочитать (перечитать) следующие книги:

  • А. и Б. Стругацкие «Гадкие лебеди», «Спонтанный рефлекс»;
  • Дмитрий Глуховский, «Будущее»;
  • Герберт Уэллс «Война миров»;
  • Сергей Лукьяненко «Черновик»;
  • Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»;
  • Энди Вейер «Марсианин»;
  • Рэй Бредбери «451 градус по Фаренгейту», «Улыбка», «И грянул гром», другие рассказы;
  • Ле Гуин Урсула «Слово для леса и мира — одно»;
  • Айзек Азимов «Сами боги», «Штрейкбрехер»;
  • Роберт Шекли «Страж-птица»;
  • Гарри Гаррисон «Рука Закона»;
  • Станислав Лем «Кибериада».

Программа

Цели и задачи: программа направлена на развитие мотивации и способностей школьников к литературному творчеству.  Участие в программе поможет учащимся найти сферу жизненной самореализации, разработать долгосрочный индивидуальный образовательный маршрут.

Все участники программы в ходе ее реализации:

  • в составе творческого коллектива примут участие в исследовательском проекте;
  • проявят себя в одном из жанров литературы, создав авторский текст;
  • изучат методики социального проектирования и активного взаимодействия с потенциальными и реальными читателями;
  • прослушают цикл лекций по литературе, станут участниками мастер-классов и семинаров;
  • получат возможность стать участником мастерских, расширяющих и дополняющих возможности литературного творчества;
  • станут активными участниками дискуссий и творческих акций, связанных с литературным творчеством;
  • совершат литературные путешествия (районы Олимпийского Сочи, Большого Сочи, Адлера).

 

Литературные семинары

«Утопия и антиутопия» — Пугач Вадим Евгеньевич, старший научный сотрудник Центра русского языка и славистики РАО, доцент СПбГУ, кандидат педагогических наук, член Союза писателей Санкт-Петербурга, член Союза российских писателей.

«Конструирование сюжета» — Лазарчук Андрей Геннадьевич, член союза писателей Санкт-Петербурга, русский писатель-фантаст, переводчик, поэт.

«Фантастика. Как стать писателем: путь на вершину горы» — Столяров Андрей Михайлович, лауреат Всероссийского интеллектуального конкурса «Идея для России», эксперт Международной ассоциации «Русская культура», руководитель Петербургского интеллектуального объединения «Невский клуб»; член Союза писателей РФ.

«Фантастика. Мифология» — Алферова Татьяна Георгиевна, главный редактор, член СП СПб, член Союза российских писателей.

«Сказка» — Щелкунова Светлана Анатольевна, член Союза Писателей Санкт-Петербурга, автор и ведущий Школы Юных Сказочников, лауреат международного конкурса «Сказка сегодня» (2015).

 

Мастерские письма

  ·        Азбель Анастасия Антольевна — «Мастерская разумных суждений и научного бреда» 

Участникам мастерской предстоит стать специалистами в области будущего, поработать с пророчествами, предсказаниями и прогнозами. Также стажеры смогут освоить аналитические инструменты построения суждений и аргументов. В качестве результата будут созданы тексты — решение парадоксальных кейсов. 

·          Жданова Валерия Алексеевна — «Мастерская неожиданных финалов: как написать новеллу»

Новелла — один из самых сложных литературных жанров: с одной стороны, она стремится к небольшому объему, с другой — текст нужно наполнить таким увлекательным сюжетом, от которого читатель не сможет оторваться, не дойдя до финала. В рамках занятий мастерской участники напишут собственную новеллу, а в завершении работы попробуют себя в качестве критиков и редакторов готовых текстов.

·         Илюшин Леонид Сергеевич — «Мастерская живого текста»

Во время работы в мастерской ее участники попробуют себя в жанре кратких путевых заметок (путеводителя). На занятиях будут выполняться упражнения, развивающие навыки афористичного письма, словесной иллюстрации, парадоксального взгляда на привычные вещи и события. Результатом работы мастерской станет текст путеводителя по апрельскому «Сириусу», возможно, написанный от лица вымышленного фантастического персонажа.

 ·         Ожерельева Ольга Леоновна — «Кино. Герой. Сириус»

Превращение — это всегда неизвестность, никогда не знаешь, что из этого получится. Ну а превращение текста — процесс особенно интересный. На мастерской нам предстоит необычная работа: от перевода стихов в прозу до покушения на великих: писать, как Чехов, Бунин, Достоевский.

 ·         Сидорович Александр Владимирович — «Анонс текстов и редактирование»

Превращение — это всегда неизвестность, никогда не знаешь, что из этого получится. Ну а превращение текста — процесс особенно интересный. На мастерской нам предстоит необычная работа: от перевода стихов в прозу до покушения на великих: писать, как Чехов, Бунин, Достоевский.

 

Мастерские текстов новой природы

·         Браташ Валентина Сергеевна — «ИЗОтекст. Рисуем текст от букв до звуков»

В результате работы в мастерской ее участники смогут емко излагать информацию в виде скетчей (функциональный рисунок), собрать портфолио работ-зарисовок​. 

·         Зверева Валерия Сергеевна — «Текст превращается в игру»

На занятиях участники мастерской узнают, как найти захватывающую историю, которую они смогут рассказать большой аудитории, познакомятся с форматом TED-конференции, узнают секреты хорошей презентации и подготовят свое выступление в формате стендап. 

·         Манухина Софья Владимировна — «Пиши, снимай»

Мастерская «Пиши, снимай» — это творчество в двух измерениях. Здесь полет фантазии приобретает два вида текста: сценарий (вербальный), видео (визуальный). Участники создадут мультфильм в технике stop-motion.

·         Мокрушан Анастасия Андреевна — «Мастерская визуального текста»

На занятиях мастерской участники познакомятся с инфографикой как способом визуализации текста и узнают, как превратить любую информацию в «текст новой природы», способный привлечь внимание самой широкой аудитории.

·         Чэн Глеб Николаевич — «Цифровой сторителлинг»

Во время работы в мастерской участники смогут поработать в качестве веб-дизайнеров, художников, фотографов и журналистов. Научатся создавать яркие и запоминающиеся истории в формате лонгрида.

 

Литературный проект

«Человечество через тридцать лет. Окно в будущее»

Заказчик: журнал «Русский Репортёр»

Цель: на основании анализа текстов научно-фантастического характера (проза в жанре фантастики, классика отечественных и зарубежных авторов), а также с привлечением любых других документальных и художественных текстов, доступных проектной команде, с использованием известных или освоенных в ходе проектирования методов прогнозирования провести прогностическое исследование «возможного будущего», написать и защитить доклад на тему «Человечество через тридцать лет. Окно в будущее».

Название проекта

1.  Человек и его первый контакт


2.  Человек и его ценности
 
3.  Человек и искуственный интеллект 
 
4.  Человек и природа
 
5.  Человек и робот
 

     Техническое задание:

1. Проанализировать тексты жанрового направления: научная фантастика, социальная фантастика, фэнтэзи (возможны и другие)

2. Разработать проект исследования одной из пяти тем.

3. Оформить письменный документ — доклад по теме, соответствующий критериям:

— структура;

— содержательность;

— ссылки на документальные и художественные источники;

— иллюстрации к докладу (возможны в визуальной форме и в форме компьютерной презентации);

— полнота (не менее 5 страниц текста по структуре доклада).

4. Представить доклад в публичном выступлении (защита). В процессе защиты придерживаться критериев:

— уровень аргументации;

— содержательность;

— ораторское и артистическое мастерство;

— участие в полемике.

Защита проекта:

1. Публичный доклад

2. Представление результатов в формате защиты (оформленный в письменном виде проект).

Выступление – до 15 минут.

Ответы на вопросы – до 10 минут.

Подведение итогов защиты – 5 минут.

 

Руководители

Казакова
Елена Ивановна

Доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора Центра русского языка и славистики РАО

Данилова
Галина Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета

Альманах

В рамках реализации программы «Литературное творчество» лучшие работы стажеров публикуются в «Альманахе» Образовательного центра «Сириус». 

Подать заявку Подписаться на рассылку
© 2015–2018 Фонд «Талант и успех»
Нашли ошибку на сайте? Нажмите Ctrl(Cmd) + Enter. Спасибо!