Программа практико-ориентированных мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию и профессиональное развитие обучающихся, проводимых в рамках организации интенсивных профильных образовательных программ Образовательного центра «Сириус» на базе подразделений Образовательного Фонда «Талант и успех»
Образовательная программа: Литературное творчество «Лингвистика и русский язык»
Подразделение Фонда: Департамент искусства
Сроки мероприятия: с 5 по 15 октября 2019 года
Целевая аудитория: Программа предназначена для студентов, проявивших одарённость в области лингвистики, обучающихся в учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации, выпускников образовательного центра «Сириус» или получателей гранта Президента РФ, отобранных Экспертным советом Фонда на основании утвержденных критериев отбора обучающихся. Возраст: от 18 лет
Участники программы:
1. Белова Дарья Дмитриевна
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА, 3 курс, направление подготовки 45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика
Получатель гранта Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности (в соответствии с Указом Президента РФ № 607 от 07.12.2015), направление «Наука»
Достижения:
2014-2015 Наука Всероссийская олимпиада школьников Русский язык Призер
2016-2017 Наука Всероссийская олимпиада школьников Русский язык Призер
2016-2017 Наука Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» Филология/Литература Призер
2016-2017 Наука Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» Русский язык Победитель
2016-2017 Наука Московская олимпиада школьников Лингвистика Призер
2016-2017 Наука Олимпиада школьников «Ломоносов» Русский язык Призер
2016-2017 Наука Турнир имени М.В. Ломоносова Лингвистика Призер
2. Мотора Дарья Ильинична
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА, 3 курс, направление подготовки 45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика
Получатель гранта Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности (в соответствии с Указом Президента РФ № 607 от 07.12.2015), направление «Наука»
Выпускник Образовательного центра «Сириус» (Литературное творчество)
Достижения:
2014-2015 Наука Всероссийская олимпиада школьников Русский язык Победитель
2016-2017 Наука Всероссийская олимпиада школьников Русский язык Победитель
2016-2017 Наука Олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» Русский язык и Русская литература Победитель
3. Пшеницын Тихон Григорьевич
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА, 3 курс, направление подготовки 01.05.01 Фундаментальные математика и механика
Получатель гранта Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности (в соответствии с Указом Президента РФ № 607 от 07.12.2015), направление «Наука»
Достижения:
2015-2016 Наука Всероссийская олимпиада школьников Русский язык Победитель
2016-2017 Наука Всероссийская олимпиада школьников Русский язык Победитель
2016-2017 Наука Инженерная олимпиада школьников Физика Призер
2016-2017 Наука Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» Математика Призер
2016-2017 Наука Объединенная межвузовская математическая олимпиада школьников Победитель
2016-2017 Наука Олимпиада школьников «Ломоносов» Математика Победитель
2016-2017 Наука Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета Математика Победитель
4. Сергиенко Александр Александрович
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ", 3 курс, направление подготовки 45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика
Получатель гранта Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности (в соответствии с Указом Президента РФ № 607 от 07.12.2015), направление «Наука»
Выпускник Образовательного центра «Сириус» (Литературное творчество)
Достижения:
2014-2015 Наука Всероссийская олимпиада школьников Русский язык Призер
2015-2016 Наука Всероссийская олимпиада школьников Русский язык Призер
2016-2017 Наука Всероссийская олимпиада школьников География Призер
2016-2017 Наука Московская олимпиада школьников География Призер
5. Студеникина Ксения Андреевна
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА, 4 курс, направление подготовки 45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика
Получатель гранта Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности (в соответствии с Указом Президента РФ № 607 от 07.12.2015), направление «Наука»
Достижения:
2014-2015 Наука Всероссийская олимпиада школьников Литература Призер
2014-2015 Наука Олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» Русский язык и Русская литература Победитель
2014-2015 Наука Олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» Русский язык и Русская литература Победитель
2015-2016 Наука Всероссийская олимпиада школьников Литература Победитель
2015-2016 Наука Олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» Русский язык и Русская литература Победитель
6. Трепаленко Александра Викторовна
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ", 2 курс, направление подготовки 45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика
Получатель гранта Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности (в соответствии с Указом Президента РФ № 607 от 07.12.2015), направление «Наука»
Выпускник Образовательного центра «Сириус» (Литературное творчество)
Достижения:
2016-2017 Наука Олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» Русский язык и Русская литература Победитель
2017-2018 Наука Всероссийская олимпиада школьников Русский язык Призер
2017-2018 Наука Всероссийская олимпиада школьников (Региональный этап) Русский язык Призер
2017-2018 Наука Всероссийская олимпиада школьников (Региональный этап) Английский язык Призер
2017-2018 Наука Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» Русский язык Призер
2017-2018 Наука Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета Филология (русский язык, литература, иностранный язык) Победитель
2017-2018 Наука Олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» Русский язык и литература Победитель
7. Чижикова Анастасия Павловна
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ", 2 курс, направление подготовки 45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика
Получатель гранта Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности (в соответствии с Указом Президента РФ № 607 от 07.12.2015), направление «Наука»
Выпускник Образовательного центра «Сириус» (Литературное творчество)
Достижения:
2016-2017 Наука Всероссийская олимпиада школьников Русский язык Призер
2016-2017 Наука Московская олимпиада школьников Лингвистика Призер
2017-2018 Наука Всероссийская олимпиада школьников Русский язык Призер
2017-2018 Наука Всероссийская олимпиада школьников (Региональный этап) Русский язык Победитель
8. Шишкина Яна Алексеевна
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ", 2 курс, направление подготовки 45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика
Получатель гранта Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности (в соответствии с Указом Президента РФ № 607 от 07.12.2015), направление «Наука»
Достижения:
2016-2017 Наука Всероссийская олимпиада школьников Русский язык Призер
2016-2017 Наука Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» Русский язык Победитель
2017-2018 Наука Всероссийская олимпиада школьников Русский язык Призер
2017-2018 Наука Всероссийская олимпиада школьников (Региональный этап) Русский язык Победитель
2017-2018 Наука Московская олимпиада школьников Лингвистика Призер
2017-2018 Наука Турнир имени М.В. Ломоносова Лингвистика Призер
Перечень мероприятий для студентов (расписание)
Аннотация: Программа направлена на создание условий для профессиональной самореализации студентов в филологической и педагогической сфере. Участники программы получают опыт подготовки и проведения занятий в модулях «Тренинг по лингвистическим задачам». Примут участие в проведении лингвистической олимпиады и заключительного события модуля «Лингвистические мастерские». А также станут авторами и ведущими мастер-класса на лингвистическую тему.
Все участники программы в ходе ее реализации:
• примут участие в подготовке и проведении занятий «Тренинг по лингвистическим задачам»,
• познакомятся с педагогическими технологиями (организации мастерской, проведения мастер-класса, конструирование и проведение литературных игр на (примере ЧГК Лингвистика),
• вместе с педагогами программы подготовят и проведут лингвистическую олимпиаду,
• выступят проверяющими в блоке «Тренинг по лингвистическим задачам» и «Лингвистическая олимпиада»,
• разработают и апробируют мастер-класс на лингвистическую тему,
• прослушают цикл лекций по лингвистике, станут участниками мастер-классов и тренингов,
• станут активными участниками дискуссий и творческих акций, связанных с лингвистикой.
Оценка реализации и образовательные результаты программы:
Образовательные результаты программы оцениваются по следующим материалам:
• проведена проверка входного тестирования учащихся (5 – 6 октября);
• проведены тренинги по лингвистическим задачам (8 – 14 октября);
• разработан мастер-класс на лингвистическую тему (7 – 9 октября);
• мастер-класс апробирован (10 – 12 октября);
• проведена проверка олимпиадных работ учащихся (14 октября);
• представлен отчет по результатам работы в рамках стажировки (в форме эссе), содержащий элементы внешней экспертизы качества программы (предложения по улучшению) (13 – 15 октября).
Максимальный объем учебной нагрузки: 57 аудиторных академических часов, 12 академических часов - самостоятельная работа.
Литературные источники (необходимость подготовки):
Обязательная литература по лингвистике и языкознанию:
Введение в общую лингвистику и в изучение языкового разнообразия мира: В. А. Плунгян. Почему языки такие разные. М.: АСТ-Пресс Книга, 2010 (или любое более позднее издание).
Русский язык: Раздел «Русский язык» из книги: Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М.: Аванта+, 1999 (или любое более позднее издание, в том числе отдельно изданная энциклопедия «Русский язык» в той же серии, которая воспроизводит первую половину большой энциклопедии).
Дополнительная литература:
Языковое разнообразии мира на примерах отдельных языков: М. А. Кронгауз, А. Ч. Пиперски, А. А. Сомин (ред.) Сто языков: вселенная слов и смыслов. М.: АСТ, 2018.
Электронные ресурсы программы:
Электронная среда программы https://canvas.talantiuspeh.ru/
Альманах Литературного творчества http://lit.sochisirius.ru/
Гильдия словесников https://slovesnik.org/
Группа НИИЧАВО https://vk.com/niichavo
Группа «Я люблю русский язык» https://vk.com/love_russian_language
Арзамас http://arzamas.academy/
Постнаука https://postnauka.ru/
TED - https://www.ted.com/
Экспертная организация: Программа реализуется под научным руководством Российской академии образования, Президент Академии – доктор филологических наук, профессор Людмила Алексеевна Вербицкая
Научный руководитель программы: Елена Ивановна Казакова