
Международная математическая олимпиада (ММО, англ. IMO, International Mathematical Olympiad) — ежегодная математическая олимпиада для школьников, старейшая из подобного рода соревнований. Первая олимпиада прошла в 1959 году в Румынии, и в ней участвовало всего семь стран. В последние годы в этом интеллектуальном чемпионате мира для школьников представлено более ста стран.
Каждая команда состоит не более чем из шести участников, руководителя и научного руководителя. Нужно, чтобы вам было не больше 20 лет и чтобы вы не были студентом. Официально это личное первенство. Ребятам предлагается решить шесть задач (по три в день), каждая из которых оценивается в 7 баллов, так что возможный максимум — 42 балла. Задачи выбираются из разных областей школьной математики, главным образом - геометрии, теории чисел, алгебры и комбинаторики. Они не требуют знаний высшей математики и часто имеют красивое и короткое решение. 1-я и 4-я задачи классифицируются как лёгкие, 2-я и 5-я — как средние, 3-я и 6-я — как тяжёлые. О сложности таких задач говорит хотя бы то, что, например, в 2007-м году третью и шестую задачи решили по пять человек из нескольких сотен лучших в своих странах математиков.
На сегодняшний день одними из самых сильных команд на Международной математической олимпиаде являются сборные Китая, США, России, Южной Кореи. Команды «второй береговой линии»: Тайвань, Япония, КНДР, Вьетнам, Канада, Румыния, Иран, Украина, Австралия, Великобритания, Италия, Турция (перечисляем в порядке уменьшения уровня, но год на год не приходится).
В неофициальном абсолютном первенстве Россия побеждала два раза – в 1999-м и в 2007-м годах. Последнее время мы боремся за второе место с Америкой и Южной Кореей. Первое - стабильно удерживает Китай.
Если говорить о рывке, то его за последние годы сделали корейцы. По мнению руководителя сборной России на международных олимпиадах Назара Агаханова, они выбрали правильный путь: стали повышать качество общего образования во всей стране. «В итоге постепенно это стало менять ситуацию и привело к успеху, - считает он. - Подъем массовой школы позволил раскрыть свои способности всем потенциально талантливым школьникам. А затем уже лучших ребят со всей страны стали собирать в специализированные школы (раньше в школу в Пусане, сейчас – в Сеуле), где те учатся круглый год. Вся сборная фактически из одной школы: страна маленькая, поэтому не представляет сложности собрать всех одаренных в естественных науках детей в одном месте».
Китайцы идут другим путем: они создали в каждой провинции школу номер один, в которой преподавание ведется на высоком уровне. И дети стремятся попадать в эти лучшие школы (обучение в старших классах в Китае платное). Эта конкурентная среда способствует тому, чтобы родители отдавали своих детей в такие учебные заведения.
И еще: в Китае программы отличаются от наших. У них в таких школах, даже на гуманитарном отделении (arts), по три-пять часов в неделю физики, ежедневно есть уроки математики. Много времени отведено на естественные науки. Китай понимает, что современный мир – это мир высоких технологий, и без качественной подготовки по естественным наукам (особенно, по математике) нельзя быть в списке мировых держав. Китайцы лишь с середины 80-х вошли в международное олимпиадное движение. Именно с этого момента они начали перенимать опыт всех ведущих стран мира по работе с одаренными школьниками. И в очень большой степени опыт нашей страны.
Собственно, именно благодаря этому опыту и живым традициям Россия в олимпиадном движении продолжает успешно конкурировать с другими странами. А еще успешность держится на том, что есть группа энтузиастов, занимающаяся подготовкой сборной, работой с одаренными детьми в разных точках страны.
Как выбирают ребят, которые поедут на Международную олимпиаду по математике? Оказывается, участниками ММО становятся не только победители Всероссийской олимпиады, но и Турнира Математических боев - Кубка Колмогорова (это мероприятие собирает процентов 70 самых способных детей со всей страны). Просто такой одаренный школьник себя проявит и на Всероссийской олимпиаде. Подростковому возрасту свойственно стремление к состязательности. Такие дети обычно участвуют во всех соревнованиях.
И если школьники из Китая и Южной Кореи блестяще справляются с достаточно сложными, но техническими заданиями, то наши ребята впереди планеты всей в области креативности, способностей логических, творческих. Именно поэтому в 2007 году мы сумели обыграть китайцев. В тот год задачи были более творческие, креативные. А тут уж наши могут дать фору любой стране.